"Стресс в нашей жизни. Безопасные способы разрядки".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Стресс в нашей жизни. Безопасные способы разрядки".
Автор: Синдеева Анна Александровна
Круглый стол«Стресс в нашей жизни. Безопасные способы разрядки» Цель: обучение методам снятия эмоционального и мышечного напряжения, укрепление психологического здоровья педагогов ДОУ. Материалы: 2 ватмана, фломастеры, листы бумаги на каждого участника,Ход выступления:Добрый день, уважаемые педагоги! Прежде чем поговорить о методах повышения стрессоуствойчивости, предлагаю немного поиграть.Ведущий: профессия педагога – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты педагога.В связи с переходом современного образования на новый уровень, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, к его роли в образовательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения педагогическим тактом), проектировочными умениями.Данная ситуация способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, проявлениям дезадаптации, снижению работоспособности, потере интереса к работе, раздражительности.Для начала выясним значение термина, который прочно вошел в нашу жизнь – «стресс». Ганс Селье говорил «стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».Под стрессом чаще всего подразумевают значительные физиологические и психологические перегрузки. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называется стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями…). Педагог, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности.Упражнение 2 «Рисование стресса»Цель: раскрытие понятия стресса и его составляющих.На ватмане нанесен рисунок фигуры человека.Предлагаю Вам на ватмане всем вместе создать рисунок «стресс в жизни педагога»… Для этого каждый и вас поочереди нарисует какую-нибудь составляющую стресса.Рисование. Обсуждение рисунка.Ведущий: стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции (саморегуляция - воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояния).Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно проанализировать ситуацию, сохранить в сложных эмоциональных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям.Уровень стрессоустойчивости педагога, возможно, повысить и закрепить в условиях реализации комплексной программы повышения уровня профессиональной стрессоустойчивости педагога. Начинать комплексную программу повышения уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей (методики: ТПО К. Леонгарда, ДМО Лери, ИТО Собчик и др).Отмечу, что особое внимание следует уделить саморефлексии (от лат. сам и reflexus – «отражение, поворот») – самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию) как одного из факторов стрессоустойчивости педагога. Один из методов саморефлексии – упражнение «Мои роли, интересы, возможности».Упражнение 3 «Мои роли, интересы, возможности»Цель: развитие навыка саморефлексии.На листах бумаги выстроите (пропишите сверху вниз) свои роли, интересы, возможности.Прописывать начинайте с фраз:- Я…- Мне интересно…- Я могу…Ведущий: практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation – расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого.Упражнение 4 «Дыхание»Цель: обучение методу снятия эмоционального напряжения, состояния возбуждения.Сядьте и займите удобное положение;Положите одну руку на живот, вторую – на грудь.Сделайте глубокий (менее двух секунд) вдох, набирая воздух сначала в живот, а затем заполняя им всю грудь.Задержите дыхание на 1 – секунды.Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение. Путь к формированию стрессоустойчивой личности педагога – это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально – типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Упражнение 5 « Жизнь без стресса»Цель: поддержание позитивного настроя и хорошего настроения.На ватмане нанесен рисунок фигуры человека.Предлагаю закончить нашу встречу рисунком «Жизнь без стресса». Для этого каждый из Вас по очереди, нарисует элемент картины. Упражнение 6 «Мне сегодня…»Цель: рефлексия прошедшего семинара.Каждому из Вас предлагаю завершить фразу: «Мне сегодня…»… так же скажите, оправдались ли Ваши ожидания от сегодняшней встречи.Игра «Испорченный телефон»Игра «Испорченный телефон» используется в качестве одного из инструментов . Суть игры — в организации передачи устного сообщения по цепочке, состоящей из как можно большего количества людей, и выявлении искажений его исходного содержания.Передача небольшого связного рассказа. Ведущий заранее готовит рассказ на какую-нибудь достаточно нейтральную и общепонятную тему, небольшого размера, так, чтобы его содержание можно было в основном запомнить с одного прочтения без больших затруднений (обычно не более чем на половину страницы печатного текста). Участники, (7 человек), выходят из помещения. Ведущий приглашает одного из участников и читает ему текст. Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. После завершения пересказов участникам зачитывается исходный текст. «Письмо» Воспитатель, встретив маму Димы Дядюшкина, передала ей следующую информацию, которую воспитателю передала дефектолог, котораяопаздывала на праздник своего сына Андрея Константиновича.«Тамара Ильинична ждал вас и не дождалась. Очень огорчилась и просила передать, что она сейчас в главном здании решает вопрос насчетоборудования, кстати, возможно, японского. Должна вернуться к обеду, но если ее не будет к 15 часам, то консультацию нужно начинать без нее. А самое главное, объявите, что всем родителям из группы 7 необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобноевремя, но до 20 февраля».Притча «Всё в твоих руках»Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: ―Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: ―Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?‖ Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всѐ в твоих руках»Уважаемые педагоги! Выбор всегда за вами! Делайте правильный выбор! Помни! Всё в твоих руках!