Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании
Автор: Новикова Наталья Сергеевна

Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких детей. Инклюзия – это раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на индивидуальный уровень развития ребенка. Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого ребенка является занятие изобразительной деятельностью. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе изучение других общеобразовательных предметов, ведь от рисования он получает огромную пользу, особенно развитие своего собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные, мускульные и осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование помогает ребенку развивать память и внимание, учит его правильно воспринимать и анализировать ситуацию, сочинять и воображать. Изобразительная деятельность способствует развитию пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у детей. Особенно значимыми занятия изобразительной деятельностью являются для детей с ограниченными возможностями здоровья. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно- развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации «особого» ребенка. На уроках ИЗО развивается целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во- первых, он обращает пристальное внимание на формы и цветные оттенки. Во-вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. На начальном этапе занятия с детьми с ОВЗ проводят на основе совместной деятельности детей и учителя. Дети работают с готовыми элементами, выполняя разные учебные задачи (дорисовать, повторить изображение, раскрасить и т.п.). Целью таких занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности. На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Детей на уроках учат составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Изотерапия также является одним из самых популярных и эффективных методов в работе с детьми с ОВЗ. Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педагогических целях. Перед данной терапией ставятся следующие задачи:
  • Эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину.
  • Избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повысить самооценку;
  • Научить терпению и аккуратности.
  • Изотерапия делиться на два основных вида:
  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.
  • По количеству участников выделяют:
  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.
  • Для каждого ребенка вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком. Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её. Парное рисование. Совместное рисование учит детей сотрудничеству, формирует умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения, развитие способности конструктивного взаимодействия. Способствует развитию навыков саморегуляции, произвольного поведения.Рисование веревочкой.В процессе выполнения работы происходит спонтанное самовыражение, актуализация чувств и эмоций, снятие напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия. Замысловатые узоры, проявляющиеся на бумаге, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены автором.Рисование на фольге.Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у детей.Рисование пальцами.Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы: бумага для рисования, краски. Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом, социальной подавленностью.Рисование свечой.Основной рисунок на белой бумаге наносим восковыми мелками, парафиновой свечой или же кусочком мыла. А дальше нужно развести немного гуаши или акварели в воде, должна получиться немного подкрашенная водичка и начинаем поливать или толстой кисточкой закрашивать весь лист.Пластилиновая композиция.Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.Учащиеся, постоянно опираясь на зрительные эмоции и впечатления, при объяснении учителя и демонстрации последовательной работы при рисовании получают представление об изученном материале, легко воспринимают этапы выполнения, осмысливают и усваивают тему урока. Применение данных приемов на занятиях по изобразительной деятельности показали существенный терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.