Открытый классный час
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый классный час
Автор: Круглова Екатерина Юрьевна
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАБОТКИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАССМОТРЕНО
Протокол педагогического совета
№____от ____________2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ Работкинский аграрный колледж
________________Смирнов В.Г.
___ ___________2024г
М.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по теме: Формирование эмоционального интеллекта
для 1-4 курсов студентов среднего профессионального образования
составитель:
Круглова Екатерина Юрьевна
преподаватель специальных дисциплин
п. Волжский, 2024 год
Аннотация
В данной работе представлена программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта у подростков в возрасте 15–19 лет. Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования гармоничной личности, способной успешно интегрироваться в современное общество.
Основная цель программы — создание условий для развития эмоционального интеллекта подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, связанные с развитием способности к пониманию и регулированию эмоциональных состояний, а также эмпатических способностей.
Программа рассчитана на один академический час, но при необходимости может быть адаптирована. Форма обучения — очная, с возможным применением дистанционных образовательных технологий.
Программа связана с другими мероприятиями воспитательной работы, направленными на развитие коммуникативных навыков, толерантности, эмпатии и уважения к другим людям. Она также может быть дополнена работой с родителями.
Ожидаемые результаты реализации программы включают развитие эмоционального интеллекта подростков, повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Рекомендации по использованию методической разработки включают ориентацию на практическую направленность, индивидуальный подход, создание благоприятной эмоциональной среды и использование наглядных материалов.
Данная работа может быть полезна классным руководителям, заинтересованным в формировании эмоционального интеллекта у подростков.
Актуальность. Указывается, что она соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры, а также запросам родителей и детей. Это как маяк, который освещает путь к гармоничному развитию личности, помогая молодым людям ориентироваться в сложном мире эмоций.
Цель. Создание условий для развития эмоционального интеллекта у несовершеннолетних, позволяющего им успешно социализироваться в современном обществе. Это строительство прочного фундамента, на котором будет стоять будущее каждого ребенка, обеспечивая ему устойчивость и уверенность в себе.
Задачи:
развитие способности к пониманию и идентификации собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей в социальном взаимодействии. Это как радар, который помогает человеку уловить настроение и чувства окружающих, чтобы лучше понимать их потребности и желания.
развитие способности к регуляции собственными эмоциональными состояниями и в ситуациях взаимодействия. Это навыки навигации в бурном море эмоций, позволяющие человеку уверенно и спокойно двигаться к своим целям, не теряя курса.
развитие эмпатических способностей. Это зеркало, которое отражает чувства и переживания других людей, помогая человеку стать более чутким и внимательным к окружающим.
Адресат. Учащиеся 1-4 курсов. Это юные исследователи эмоционального мира, которые находятся на пороге взросления и нуждаются в поддержке и руководстве, чтобы научиться понимать и управлять своими эмоциями.
Продолжительность. Один академический час, при необходимости продолжительность может корректироваться. Это короткий, но важный урок, который может стать началом большого пути к самопознанию и эмоциональной зрелости.
Форма проведения. Очная с возможным применением дистанционных образовательных технологий. Это гибкий подход, который позволяет каждому участнику выбрать наиболее удобный способ обучения, будь то живое общение или онлайн-занятие.
Связь с другими мероприятиями может проявляться в том, что данное мероприятие дополняет и развивает темы, которые уже были затронуты в других воспитательных мероприятиях. Например, если ранее проводились занятия по развитию коммуникативных навыков, то формирование эмоционального интеллекта может стать следующим логическим шагом в развитии этих навыков.
Преемственность между мероприятиями может быть обеспечена через повторение и углубление ранее изученных тем. Например, если на предыдущих занятиях дети учились распознавать свои эмоции и чувства других людей, то на новом мероприятии можно более глубоко погрузиться в эту тему, обсудить различные стратегии управления эмоциями и их влияние на поведение.
Также данное мероприятие может быть связано с другими аспектами воспитательной работы, такими как развитие толерантности, эмпатии и уважения к другим людям. Формирование эмоционального интеллекта способствует развитию этих качеств, поэтому данное мероприятие может быть частью более широкой программы воспитания.
Кроме того, воспитательное мероприятие по формированию эмоционального интеллекта может быть связано с работой с родителями. Родители могут быть приглашены на занятие, чтобы обсудить важность развития эмоционального интеллекта у детей и получить рекомендации по поддержке этого процесса дома.
Таким образом, воспитательное мероприятие по формированию эмоционального интеллекта у несовершеннолетних может стать важным элементом системы работы классного руководителя, дополняя и развивая другие аспекты воспитательной работы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
развитие эмоционального интеллекта у детей: умение распознавать собственные чувства и чувства другого человека, умение адекватно проявлять свои чувства в различных ситуациях, понимание последствий своего поведения. Это как карта, которая помогает человеку ориентироваться в лабиринте своих эмоций и чувств, находя правильные пути и решения.
повышение психологической компетентности педагогов образовательных организаций в области формирования и развития эмоционального интеллекта детей. Это свет в конце туннеля для учителей, которые хотят помочь своим ученикам стать более эмоционально зрелыми и успешными.
повышение уровня психологической грамотности родителей в области формирования и развития эмоционального интеллекта у детей и подростков. Это поддержка родителей, которые хотят быть лучшими наставниками для своих детей, помогая им развивать эмоциональный интеллект и уверенность в себе.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя по теме формирования эмоционального интеллекта:
Ориентироваться на практико-ориентированность. Программа должна быть направлена на овладение знаниями и навыками, полезными при решении актуальных социальных и возрастных задач ребёнка.
Использовать индивидуальный подход. Педагог должен адаптировать программу под индивидуальные особенности ребёнка, выстраивать материал, исходя из уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.
Создавать благоприятную эмоциональную среду. В программе следует использовать тематические блоки и групповые задания, направленные на создание благоприятного климата в классе.
Применять наглядный материал. Иллюстрации, схемы и другие наглядные элементы способствуют наилучшему запоминанию информации и должны быть выстроены с учётом возрастных особенностей.
Использовать игровые технологии.Игры помогают детям накапливать опыт осознаваемых переживаний, ценностных отношений, создают в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения.
Выбирать подходящий материал. Для развития эмоционального интеллекта можно использовать литературные произведения, фильмы для обсуждения с детьми, а также музыкальные произведения для разных эмоциональных состояний.
Материально-технические ресурсы. Для проведения занятий необходимо просторное помещение, в котором есть столы для индивидуальной работы и достаточно места для проведения подвижных игр. Также могут потребоваться технические средства: ноутбук, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, проектор, мультфильмы, сказки, театральные костюмы, маски, атрибуты для этюдов, танцев.
Приложение 1
Сценарий проведения открытого классного часа:
Здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня, группа 1Б ветеринаров, представит вашему вниманию небольшую конференцию с элементами театральных сцен на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Возможно кто-то из вас уже знает что же это такое – эмоциональный интеллект и как он формируется!
И так…
Знаете ли вы - Что такое эмоции?
- Эмоции — это реакция человеческой психики на различные жизненные ситуации и поведение других людей.
С помощью эмоций люди выражают оценочное субъективное отношение к окружающему миру.
- Как вы думаете, почему важно уметь управлять своими эмоциями?
Умение управлять своими эмоциями очень важно для каждого человека:
Неспособность управлять эмоциями может приводить к повышенной тревожности, депрессии, нарушениям сна и стрессу. Самоконтроль позволяет улучшать самочувствие и повышать уровень стрессоустойчивости.
Умение управлять своими чувствами помогает точнее понять свои сильные и слабые стороны, повысить уверенность в себе, тем самым позволяет достичь поставленных целей и получить лучшие результаты.
Осознание и регуляция эмоций позволяют экологично взаимодействовать с другими людьми, улучшать их настроение, развивать конструктивные отношения и привычки.
Что же тогда представляет собой Эмоциональный интеллект:
-Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач.
- Эмоциональный интеллект, включает в себя четыре основных компонента:
Восприятие эмоций. Способность замечать свои эмоции, распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам.
Сцена: коридор колледжа, где обычно много студентов.
Персонажи:
Студент 1(С1) — первокурсник, немного неуверенный в себе.
Студент 2 (С2) — более опытный первокурсник, который чувствует себя более уверенно.
*Прохожий студент(ПС) — случайный студент, который может стать свидетелем сцены.**Сцена:**С1 и С2 стоят в коридоре и обсуждают свои впечатления от первого учебного дня. С1 выглядит немного растерянным и неуверенным.
Диалог:****С1☹с волнением) Я не знаю, как мне здесь всё нравится… Я чувствую себя таким маленьким и беспомощным…
С2☹с улыбкой) Не волнуйся, ты быстро привыкнешь. Здесь все такие же новички, как и ты.
ПС☹подходит к ним) Привет, ребята! Как первый день?
С1☹пожимает плечами) Ну, вроде нормально… Но я немного растерялся…
ПС☹с улыбкой) Не переживай, это нормально. Все мы когда-то были новичками.
С2☹кивает) Да, это правда. Но я думаю, что мы справимся.
ПС☹прощается) Ладно, я пойду. Удачи вам, ребята!
С1: (улыбается) Спасибо!
С1 и С2 продолжают обсуждать свои впечатления от первого дня, чувствуя себя уже немного увереннее. Они понимают, что здесь они не одни, и что все они проходят через похожие испытания.
Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. Использование эмоций в когнитивной деятельности— это один из компонентов эмоционального интеллекта, который помогает активизировать мыслительные процессы для обучения, решения задач и проблем.
Сценка Экзамен по психологии
Действующие лица:Студент 1— молодой человек, который только начал изучать психологию и ещё не очень хорошо разбирается в терминологии.
Студент 2 — более опытный студент, который уже сталкивался с экзаменами по психологии и знает некоторые уловки.*Преподаватель— опытный психолог, который любит использовать эмоции в своей работе.**Сцена:**аудитория, где проходит экзамен по психологии.
Студент 1(нервничает, перебирает руки, смотрит на часы): Ну вот и настал этот день… Экзамен по психологии… Я так волнуюсь…
Студент 2(спокойно): Не волнуйся, всё будет хорошо. Ты подготовился, ты справишься.
Студент 1(всё ещё нервничает): Но я так боюсь… Что если я не смогу ответить на все вопросы?
Преподаватель(входит в аудиторию): Здравствуйте, студенты! Сегодня мы будем говорить о роли эмоций в когнитивной деятельности.
Студент 2(решает использовать эмоции в свою пользу): Ого, это же интересно! Я готов отвечать на любые вопросы!
Преподаватель(с улыбкой): Отлично! Тогда начнём с простого вопроса: как эмоции влияют на наше мышление?
Студент 1(неожиданно для себя): Ну, эмоции могут как помогать, так и мешать нам думать. Например, когда мы злимся, мы можем потерять способность рассуждать логически, но если мы счастливы, то мы можем быть более креативными.
Преподаватель(удивлённо): Отлично, очень хороший ответ! А теперь давайте перейдём к более сложному вопросу: как эмоции влияют на нашу память?
Студент 2(решает блеснуть знаниями): Эмоции могут как улучшать, так и ухудшать нашу память. Например, если мы испытываем сильные эмоции, то мы можем лучше запомнить события, связанные с этими эмоциями, но если мы испытываем негативные эмоции, то мы можем забыть о них.
Преподаватель(восхищённо): Браво! Вы оба отлично справились с заданием. Я вижу, что вы хорошо подготовились и понимаете роль эмоций в когнитивной деятельности. Я ставлю вам обоим отличные оценки.
Студенты(радостно): Спасибо, мы старались!
Преподаватель (улыбается): Не за что, продолжайте изучать психологию, это очень интересно!
Понимание эмоций. Способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом.
Сцена: Общежитие первого курса
В общежитии первого курса колледжа происходит забавная сценка, в которой участвуют несколько студентов.
Сцена 1: Встреча после летних каникул
В коридоре общежития встречаются двое студентов, которые только что вернулись с летних каникул. Они радостно обнимаются и делятся впечатлениями о том, как провели лето.
Студент 1: (с восторгом) Ты не поверишь, я был на море! Это было потрясающе!
Студент 2: (с завистью) Правда? Я тоже хочу! Но мои родители не могут себе это позволить.
Сцена 2: Знакомство с соседями
В комнате общежития, где живут несколько студентов, один из них знакомит своих соседей с новым соседом.
Новый студент: (нервно) Меня зовут Иван.
Сосед 1: (дружелюбно) Привет, Иван! Я Сергей, это Андрей, а это Лена.
Сцена 3: Первые дни в общежитии
Студенты первого курса только начинают привыкать к жизни в общежитии. Они знакомятся с правилами, осваивают быт и учатся жить вместе.
Студент 1: (со смехом) Я забыл, что сегодня нужно вынести мусор!
Студент 2: (сочувственно) Ничего, это бывает.
Сцена 4: Первые конфликты
Несмотря на дружелюбие и взаимопомощь, в общежитии не обходится без конфликтов. Например, один из студентов случайно оставил включенным кран, и теперь соседи жалуются на потоп.
Студент 1: (растерянно) Я забыл выключить кран!
Сосед: (сердито) Надо быть внимательнее!
Сцена 5: Первые успехи
Но не всё в общежитии плохо. Студенты первого курса учатся жить вместе, помогать друг другу и находить компромиссы.
Студент 1: (радостно) Сегодня я помог Лене с математикой!
Лена: (благодарно) Спасибо, ты очень помог!
Эта сценка показывает, как студенты первого курса колледжа привыкают к жизни в общежитии, учатся жить вместе и помогать друг другу.
Управление эмоциями. Способность контролировать свои эмоции для достижения результата, включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции, принимать и проживать негативные эмоции.
Сценка: Урок информатики на первом курсе
Место действия: аудитория на первом курсе колледжа.
Участники: студенты первого курса и преподаватель информатики.
Ситуация: преподаватель информатики делает замечание студенту за нарушение правил работы на компьютере.
Сцена: Преподаватель (П) обращается к студенту (С) после того, как заметил, что тот отвлекается на телефон во время урока:
П: (сердито) С, вы опять отвлекаетесь на телефон! Это несерьёзно!
С (нервно): Извините, профессор… Я не думал, что это так важно…
П (спокойнее): Важно, С, важно! Мы здесь учимся, и все должны быть внимательны и сосредоточены. Если вы будете продолжать в том же духе, то упустите много полезного.
С (виновато): Я понимаю, профессор…
П (мягче): Хорошо, С, я надеюсь, что вы сделаете выводы из этого замечания. Но помните, что это только первый шаг. Вы должны научиться контролировать свои эмоции и сосредоточиться на учёбе.
С (кивает): Да, профессор, я понимаю…
В аудитории другие студенты наблюдают за происходящим. Некоторые из них сочувствуют С, другие — осуждают его за невнимательность.
П (обращаясь ко всем): Это пример того, как важно контролировать свои эмоции и сосредоточиться на учёбе. Помните, что мы здесь для того, чтобы получить знания и навыки, которые помогут нам в будущем. Не отвлекайтесь на посторонние вещи, и вы добьётесь успеха!
Студенты кивают в знак согласия. Преподаватель продолжает урок.
ВЫВОД:
Развитый эмоциональный интеллект помогает добиваться успехов в учёбе и работе, успешнее проводить переговоры, вызывать симпатию у окружающих, внимательнее следить за своим здоровьем и быть более удовлетворённым своей жизнью.
Желаем всем справляться не только со своими эмоциями, но и с эмоциями окружающих вас людей!
Приложение 2
Презентация