Рассказы о народах России в подготовительной группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рассказы о народах России в подготовительной группе
Автор: Виктория Дмитриевна Круглова
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по Поволжью» с использованием инновационных технологий.Задачи: 1. Содействовать формированию у детей навыков программирования, инженерного планирования.2. Расширить и закрепить знания детей о нашей многонациональной Родине воспитывать любовь к ней. Закрепить знания об одежде, национальных блюд народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. (Познавательное развитие)3 Воспитывать чувства уважения и симпатии к обычаям, традициям, культуре других народов. Познакомить детей с башкирской народной игрой «Тирмэ» ( «Юрта»); познакомить с марийским национальным духовым инструментом-игрушкой «Свистулька»; создать хорошее настроение у детей и развивать ловкость. Быстроту двигательной реакции.5.Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. (Социально-коммуникативное развитие)6. Формировать знания детей об орнаментах народов Поволжья. Развивать логическое мышление. (Художественно-эстетическое развитие)7. Способствовать развитию грамматического строя речи, пополнению словарного запаса.Материал и оборудование:Пазлы «Гербы республик.»,фигуры животных,куклы с национальными одеждами, 3 платка для игр, буквы (Д, Р, У, Ж, Б, А).Методы и приемы:Словесный – игры-задания.Практический – сбор пазлов «Собери гербы», задание «Определи марийский костюм», ««Где хранится сокровище?», «Узнай национальное блюдо»Игровой – подвижная игра: «Тирмэ».Ход занятия 1 Организационная частьВоспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними! К нам в детский сад пришла необычная посылка Давайте, посмотрим. Да это же ?Робот ?И зовут его Киберзнайка! А вот ещё письмо! Что тут написано….«Здравствуйте, дорогие дети! Вам пишут жители планеты…Кибертон…Мы наслышаны, что ваш садик называется «Дуслар». У нас к вам большая просьба- рассказать Киберзнайке - как вы здесь дружно живёте народы разных национальностей.» Воспитатель: Давайте посмотрим на доску ,здесь у нас представлена карта нашего Поволжского края! Как вы думаете,зачем нам карта?Дети: с картой можно путешествовать.2 Основная часть. Воспитатель: Давайте, отправимся в путешествие вместе с роботом. Покажем, как тут живут разные национальности? Дети: да.Воспитатель: Скажите, а на какой самой величественной реке мы с вами живем?Дети: На реке Волге.Воспитатель: Правильно. Поэтому нас и называют как?Дети: Волжане.Воспитатель: - Дети, а вы помните, какие народы живут в Поволжье?(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы…)Воспитатель: Правильно, мы с вами уже на занятиях познакомились с народами Поволжья. С их культурой, блюдами, бытом. Во время путешествия мы с вами будем останавливаться, и на каждой остановке нас будут ждать задания. Проверим и закрепим знания. За правильно выполненное задание мы получим букву,из которого нам нужно будет составить слово.. А что за слово получится, мы с вами узнаем в конце . Вы готовы отправиться в путь?Дети: Да.Воспитатель: Предлагаю посмотреть на карту и определить первую цель путешествия. Как вы думаете? А маршрут мы откуда начнём? Где мы с вами живём?Дети: В Татарстане. Воспитатель:А столица наша?Дети:Казань. Воспитатель:тогда и путешествие начнем с нашей республики Татарстан? (ДЕТИ: да)Посмотрите, наш робот с кнопками управления, давайте поставим Киберзнайку на нашу карту. Как вы думаете, что сейчас нужно сделать?Дети: Задать маршрут и запрограммировать робота.Воспитатель:Правильно, ваша задача запрограммировать нашего робота Киберзнайку.Какой алгоритм движения задаёте чтобы попасть в Татарстан?…..Дети задают алгоритм движения для робота.Воспитатель: Наш город Казань основан более тысячи лет назад. Очень интересно, как же жили тогда люди? Вот чтобы всё это узнать, археологи ведут раскопки. Порой находят очень интересные вещи. И так,первое задание. Нам придётся побыть в роли археологов, будем проводить раскопки. Ребята, назовите предмет, что вы нашли?Дети: серьги, колечки, бусы…браслеты., а одно необычное украшение здесь говарит Сюмбель.Воспитатель: и в правду не обычное. Так это же украшение для кос Чулпы-накосник.А кто их одевает, ребята?Дети: татарские женщины. Воспитатель: Правильно.татарские женщины и девушки очень любят украшения – серьги, бусы, браслеты,а также чулпы.Чулпы- Накосник состоит из узких лент с шумящими подвесками, которые сделаны из монет. Их носили с детских лет до приклонного возраста. Татарские женщины всегда имели длинные волосы – ниже талии и заплетали две косы. В обе косы вплетались Чулпы- накосники. Когда девушка ходила, чулпы- т.е. накосники издавали своеобразный шум. И сразу было понятно- кто идёт. Ещё с такими монетами украшали нагрудники, которое называется хэситэ, ( показываем детям хэситэ, чулпы, серёжки, кольца) Ребята, вот такими монетками украшали себя женщины и у других некоторых народов. Показываем картины женщин других народов. Последним обращаем внимание на женщину удмуртской национальности..Воспитатель: Вот так одевались удмуртские женщины.И так, мы получаем букву…. Хранителем букв назначаем Оливию (одета в русский наряд) И продолжим наше путешествие в Удмуртию. . Давайте построим маршрут для нашего робота.Дети задают алгоритм движения для робота.. Воспитатель: Столица Удмуртии город Ижевск.Дети: Здесь живут удмурты. Дети задают алгоритм движения для робота.Воспитатель: Посмотрите какие интересные фигуры животных здесь стоят. Почему именно эти животные представлены здесь.Что общего у них.Дети: они все изображены в гербах. 77Нам с вами нужно собрать пазлы с гербами республик Поволжья и найти подходящих животных к этим гербам,а среди собранных пазлов найти герб Удмуртии ( дети собирают пазлы) Воспитатель: Кто собрал герб Удмуртии? Посмотрите что изображено на гербе?Дети: Лебедь.Воспитатель: Правильно. Лебедь на гербе Удмуртии означает символ возраждения,мудрости,мужества и совершенства,а также защищает народ республики от несчастий. И вы получаете букву. Звучит башкирская музыка Воспитатель: Ребята, вы узнаете музыку? Какого народа эта музыка?.башкирскаяЗначит,какая следущая республика.Правильно. А столица Башкортостана какая?. Столица республики - город Уфа. .Вот следующее задание такое. Все скорее в круг вставайте и в башкирскую игру поиграйте.Башкирская игра «Тирмэ» (юрта)В игре 1-2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют.) (На башкирскую плясовую мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок, поднимают над головой - получается юрта). Воспитатель: Ребята,вы отлично справились с заданием. Получаете за это букву. Включаем марийскую музыку Воспитатель: Вы узнаёте эту музыку? Дети: марийская музыкаВоспитатель: Значит, следующая наша остановка Марий-Эл. Там живут марийцы. Столица республики – Йошкар-Ола.Дети задают алгоритм движения для робота. Воспитатель: Вот мы на месте. Нужно одеть куклы в марийские одежды. Дети выполняют задание. Воспитатель: Молодцы!Ребята, скажите, какие элементы национальной марийской одежды вы использовали? Дети: Девочка одета в белое платье, это вот передник, а на голове шымакш, он украшался вышивкой. Мальчик одет в рубашку, это иштэ- пояс, на голове- теркупш ( войлочная шляпа) Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Воспитатель: Обратите внимание, какой вышивкой украшен костюм. Каждый знак, орнамент имеет смысл. С помощью орнаментов древние марийцы хотели себя оберегать от всего плохого, привлечь к себе успех, добро.Помните, что означают марийские символы.? Дети: этот квадрат- сторож дома - это земля, дом, где ты живёшь.А вот этот знак(….) Родовое дерево- означает начало жизни.Ещё можно часто встретить вышивку лошади- это символ трудолюбия.Воспитатель: Молодцы! Вот мы снова получаем букву ! Ребята, послушайте музыку, узнаёте?Дети: Чувашская музыка! Воспитатель: Правильно, значит мы свами в Чувашию отправляемся.Дети задают алгоритм движения робота.Воспитатель: Вот мы и на месте. К какому народу мы с вами пришли в гости?Воспитатель: показываем картинкуДети: к чувашскому. Столица Чувашии- Чебоксары.Посмотрите на карту, как мы сможем до него добраться. Давайте построим маршрут для нашего робота.Дети задают алгоритм движения для робота.Воспитатель: Вот мы и на месте.Чтобы получить ещё одину букву, нам нужно познакомится с национальным блюдом этого народа. А блюдо этого народа Хуплу. По чувашски Хуп-это закрывать,означает закрытый пирог. Давайте узнаем из чего оно состоит. Состоит он из рыбы, лука, картошки и теста. Посмотрите у нас на столе стоят и другие национальные блюда.У татаров это –чак чак.У марийцев это –палыш.У русских это –каравай.А это мордовское национальное блюдо Пачат( толстые пшенные блины на дрожжах . И мы сейчас мы отправляемся с вами в Мордовию.Воспитатель: И мы сейчас мы отправляемся с вами в МордовиюРебята, посмотрите на карте, как нам построить маршрут.Дети задают алгоритм движения робота.Воспитатель: Вот мы и на месте. К какому народу мы с вами пришли в гости?Дети: к мордовцам.. Воспитатель: Правильно. Мы приехали с вами в столицу Мордовии – Саранск. Воспитатель: Воспитатель: Мордовцы очень любят играть в подвижные игры и самая известная у них Кругса.Нужно встать в круг,взяться за руки. Один ребенок стоит в центре с завязанными глазами ,глаза завязаны платком. Дети ходят по кругу и приговаривают. Ванан Ванан АлуШири Шири Вталу Озан ТуенОзан ТуенКогда дети перестают приговаривать ,они перестают ходить.Водящий в платке приближается к ним и ощупывает их головы.( по головному убору,волосам и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока) ТО чье имя угадано ,становится водящим. Если игрока не узнали он встает в круг и игра продолжается.Воспитатель: Интересная игра ребята?ДЕТИ: ДА Вы отлично справились с заданием, и получаете букву. 3.Заключительная часть Воспитатель: -Ребята, что вы сегодня узнали нового? ( ответы детей)- Что интересного вам запомнилось о народах Поволжья? ( ответы детей)Дети: - Мне понравилась играть в башкирскую игру «Тирмэ».- А мне понравилось как татарские Девушки украшали волосы с Чулпы. Как они одевали хэситэ.Воспитатель: Где бы вы хотели остаться жить?Дети: Мы хотим жить в нашем Татарстане.Дети: Тогда нам пора вернуться к себе – в Татарстан. Дети задают алгоритм движения робота.Воспитатель: Ребята,по какой территории мы с вами путешествовали?Дети: по Поволжью. Воспитатель: А Поволжье – это обширный край в Европейской части России, на Русской равнине. Россия- это наш общий дом для многих народов. В том числе для тех, у которых мы сегодня с вами были в гостях. Давайте вспомним, люди каких национальностей проживают в Поволжье? У кого мы побывали с вами в гостях?Дети: татары, чуваши, башкиры, мордва, марийцы, русский народ. Воспитатель: Молодцы!. Пусть мы все разные….и Мы не должны ссориться! Мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг-друга независимо от национальности! Воспитатель: Ребята, мы все буквы получили . Давайте посмотрим, что же у нас получится из букв? Составьте слово.Дети складывают буквы и получается слово «Дружба».Воспитатель: Скажите, а почему получилось слово ДРУЖБА?Дети: Потому что все народы должны жить в дружбе и дружить .Воспитатель: Давайте, ребята, споём с вами гимн России?Дети поют гимн России.