Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие диалогической речи детей раннего и младшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие диалогической речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
Автор: Шитова Анастасия Игоревна

Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие диалогической речи детей раннего и младшего дошкольного возрастаШитова Анастасия ИгоревнаМБДОУ «Детский сад №22» г. ЧебоксарыНа протяжении многих лет я занимаюсь изучением влияния пальчиковых игр и упражнений на развитие диалогической речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.Дело в том, что в последние десятилетия наметилась тенденция заметного снижения уровня речевого развития детей третьего года жизни. В качестве основных причин можно выделить:
  • ухудшение здоровья детей. В настоящее время у многих новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Речь страдает одной из первых, так как её развитие находится в прямой зависимости от созревания головного мозга;
  • недостаточность общения взрослых с детьми;
  • отсутствие у детей навыков практической ловкости. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками. В развивающем плане пальцы детей недополучают элементарных тонких движений, а это, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.
  • Работая более 30 лет с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой недостаточного уровня развития у них диалогической речи. В последние годы увеличивается количество детей с отставанием коммуникативной деятельности; а это сказывается на их общем развитии, не позволяет им полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание ими окружающего мира, отягощает их эмоционально-психическое состояние. Наблюдения показывают, что такие дети, в основном, не владеют тонкими движениями пальцев рук. Для них оказываются трудными многие упражнения, так как пальчики у них непослушные, малоподвижные, слишком напряжены. Это объясняется тем, что существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов, а уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг от друга. Передняя центральная извилина мозга – двигательная проекционная зона, из которой «идут приказы» сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль о том, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.На протяжении всего дошкольного детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции.В раннем и младшем дошкольном возрасте наиболее доступной является диалогическая речь, в развитии которой, на мой взгляд, важная роль отводится пальчиковым играм и упражнениям.Однако, несмотря на то, что диалогическая форма общения наиболее естественная и привычная, она не дана человеку с рождения. Её осваивают также, как и любой другой вид деятельности, используя различные методы и приёмы.Одним из таких приёмов является заучивание потешек, песенок, стихов, маленьких сценок из сказок с использованием элементов пальчиковых игр и упражнений.Почему же необходимо использовать пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей? В чём преимущества их использования?
  • В пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихотворными текстами, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
  • Они способствуют расширению словарного диапазона и формируют правильное звукопроизношение.
  • Помогают избавиться от монотонности речи, нормализуют её темп, делают речь выразительнее.
  • Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики, стимулируя развитие речи, обогащает пространственное мышление, внимание, воображение.
  • Занятия пальчиковыми играми и упражнениями предоставляют возможность эмоционального общения ребёнка со взрослым – а это является фундаментом не только успешного образования, но и полноценного развития ребёнка как личности, которое закладывается с первых дней его жизни.
  • Работу по развитию движений пальцев рук я провожу во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна – по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребёнок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения и игры стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.Условно все пальчиковые игры и упражнения можно поделить на следующие группы:
  • Пальчиковые игры с самомассажем кистей и пальцев рук («Надеваем перчатки», «Согреем руки», «Молоточек» и т.д.).
  • Игры на развитие сенсорных эталонов (игры с пирамидками, шнуровками, вкладышами, матрёшками, стёжками-застёжками; игры с песком и водой, игры с волчками, игры с художественными материалами – красками, пластилином и т.д.).
  • Игры-манипуляции, сюжетно-пальчиковые упражнения («Моя семья», «Сорока», «Идёт коза», «Мальчик-пальчик», «Замок», «Сидит белочка в тележке» и т.д.).
  • Уверена, что успехов в речевом развитии детей можно достичь только при условиях взаимодействия педагогов, родителей и детей, создания развивающей предметно-пространственной среды и групп игр, направленных на развитие мелкой моторики. Применяю различные формы работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, выставки научно-популярной литературы, мастер-классы, конкурсы по изготовлению пособий по развитию мелкой моторики и др.). Немаловажной частью своей работы по данной проблеме я считаю и работу с воспитателями, результатом которой является повышение их педагогической компетенции, уровня профессионализма и мастерства. Применяю следующие формы работы: семинары, мастер-классы, консультации, вечера знакомств с новинками методической литературы по данной проблеме.И, наконец, никакая работа не будет успешной и плодотворной без создания развивающей предметно-пространственной среды, являющейся одним из определяющих факторов воспитания малышей.Предметно-пространственная среда в группе по проблеме развития мелкой моторики создавалась с целью формирования у детей тонких движений пальцев рук и повышения уровня их речевого развития в самостоятельной деятельности. Она представлена: -природным уголком, в котором имеется различный природный материал: ракушки, камешки, шишки, жёлуди и т.д.;-уголком творчества, оснащённым разнообразными художественными материалами и средствами, такими как восковые мелки, масляные карандаши, гуашевые кисти, краски, бумага, трафареты, раскраски, пластилин, масса для лепки, вспомогательные материалы;-уголком сенсорики и развития мелкой моторики под названием «Ловкие пальчики», включающим различный игровой материал и пособия: пирамидки, шнуровки, вкладыши, матрёшки, стёжки-застёжки, волчки, разнообразные виды конструкторов, мозаики, рамки, сенсорные коврики и т.д.;-уголком театрализованной деятельности, представленным несколькими видами настольного и пальчикового театров, театром на фланелеграфе, театром резиновых игрушек и кукол би-ба-бо.Созданная в группе среда безопасна для детей; соответствовует их возрастным особенностям; содержит не только известные детям объекты, но и те, которые побуждали бы малышей к последующей деятельности, направленные на ближайшую зону развития ребёнка.На основе проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:
  • действительно существует закономерность – если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту детей, то и речевое развитие у них находится в пределах нормы, и наоборот, если же движения пальцев рук у детей отстают от нормы, то у таких детей задерживается и речевое развитие;
  • систематическое проведение различных видов пальчиковых игр и упражнений влечет за собой интенсивное развитие речи.
  • литература
  • Белая, Н.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Н.Е. Белая. – М.: АСТ, 2003.
  • Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб: Паритет, 2002.
  • Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. – М.:Просвещение, 2007.
  • Галянт И. Т. Пальчиковые игры / И.Т. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1.
  • Гризик, Т.И. Назови и расскажи: пособие для детей 3-4 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2007. – Ч.1.
  • Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007.
  • Кислинская, Т. А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет / Т.А. Кислинская. – М.: Генезис, 2009.
  • Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М.: Сов. Россия, 1973.
  • Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова, – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Лобина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Лобина, О.В. Желонкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – №4-6.
  • Лопухина, И.С. Стихи и упражнения для развития ребенка / И.С. Лопухиина. – СПб, 2000.
  • Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр / Г.А. Османова. – СПб.: КАРО, 2010.
  • Павлова, А.А. Значение развития действий рук / А.А. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №1.
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Л.М. Савина. – М.:АСТ, 2000.
  • Толбанова, А. Пальцы помогают говорить / А. Толбанова // Дошкольное воспитание. – 2014 . – № 10.
  • Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – СПб: Лань, 1997.
  • Шанина, С. А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка / С.А. Шанина, А. С. Гаврилова. – М.: ДОМ. ХХI век, 2008.
  • Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А. Янушко. – М.: Москва- Синтез, 2010.