Взаимодействие семьи и детского сада в сохранении и укреплении здоровья детей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие семьи и детского сада в сохранении и укреплении здоровья детей
Автор: Мартьянова Людмила Михайловна
Одно из наиболее значимых направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Здоровье – это необходимое условия для полноценного физического и социального развития ребёнка. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений.Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детейСистема работы с семьей включает :- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;- целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Формами оздоровления детей в детском саду являются :- Физкультурные занятия- Утренняя гимнастика- Физкультминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)- Физкультурное развлечение- Закаливание после дневного сна (массажные дорожки)Гимнастика для пальчиков и элементы точечного самомассажа.Гимнастика для глазФизкультурное развлечениеГимнастика после сна.Полоскание носо — глотки.Показываем и даем рекомендации по проведению этих «процедур» в домашних условиях.Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).От согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив ДОО зависит успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.В настоящее время гарантом эффективности работы ДОО с родителями выступают следующие условия:ориентация на общение с родителями как единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;заинтересованность педагогов в решении проблем дошкольников;системный характер работы.Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательно-образовательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты деятельности своих детей, доброе отношение сотрудников ДОО. Работа по созданию единой системы физического воспитания ведётся по средствам организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи.• коллективное сотрудничество (родительские собрания, «круглые столы», тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);• индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домашние задания);• наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ) В соответствии с этими подходами система работы с семьей включает :- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;- целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;- обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.Традиционные формы воздействия ДОУ и семьиРодительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;“Круглые столы”.Педагогические беседы с родителями;Тематические консультации.Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;Фотографии;Выставки детских работ;Стенды;Ширмы;Папки-передвижки.Нетрадиционные формы воздействия ДОУ и семьи:Семинары-практикумы;Родительские собрания.Анкетирование;Социологические опросы;“Почтовый ящик”.Совместные досуги;Праздники;Участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.Дни открытых дверей;Родительские уголки;Фотовыставки;Копилка Добрых делЗначение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи очень велико. Данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей.В нашей работе с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей мы использовали такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, как:-информационно-аналитические-досуговые-наглядно-информационне-познавательные формы работы.Из всех форм работы с семьями самой интересной и востребованной, а также полезной оказалась и остается досуговая форма работы. Родители, присутствующие на праздничных досугах, с удовольствием участвовали вместе с детьми в различных конкурсах и эстафетах. Оставило множество впечатлений совместное участие родителей и детей в зимней спартакиаде, а также групповое посещение культурно-спортивного фестиваля , где детям и родителям предоставилась возможность наблюдать соревнования в разных категориях и видах спорта, а также самим принимать участие в детско-спортивных мероприятиях.Такое участие родителей в совместных досугах и праздниках позволяло им увидеть со стороны своего ребенка на фоне других детей, оценить уровень физического развития, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком в вопросах воспитания ЗОЖ, но и с родительской общественностью в целом.С целью педагогического сопровождения семей, обогащения знаниями родителей в вопросах воспитания культуры ЗОЖ мы используем активные формы и методы работы с родителями познавательного направления, такие как:- групповые родительские собрания, на которых проводились беседы о текущих возрастных особенностях развития детей, о профилактике различных заболеваний и вирусных инфекциях, профилактической вакцинации. Давались рекомендации и проводились консультации по основным компонентам здорового образа жизни дошкольников: Режиму дня, Двигательной активности, Правильному питанию и Закаливанию детского организма. Присутствие родителей в день открытых дверей давало воочию познакомиться им с использующимися на открытом занятии воспитателем здоровьесберегающими технологиями, что давало возможность семьям и в домашних условиях проводить с ребенком различные пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные упражнения. На сегодняшний день в группе оформлена картотека-выставка нестандартного оборудования для игровых оздоровительных массажей, которые семьи могут брать домой и применять на практике в домашних условиях.Совместная работа ДОУ и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.