Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Осень наступила»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Осень наступила»
Автор: Сучкова Тереса Ивановна
Сучкова Тереса ИвановнаВоспитательМБДОУ «Детский сад№20»,г. ПсковЗанятие по развитию речи для детей старшей группы«Осень наступила» Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.Задачи:Образовательные:1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Предварительная работа:Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.Оборудование:- картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)- сюжетные картинки для составления рассказов- осенние листья Ход занятияПриветствие с движениями:Здравствуй, небо! (руки вверх)Здравствуй, солнце! (руки над головой, описать большой круг)Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на пол)Здравствуй, планета Земля! (описать большой круг над головой)Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их в верх).Предложить детям послушать стихотворение и сказать, о каком времени года идёт речь.СентябрьСтало вдруг светлее вдвое,Двор как в солнечных лучах –Это платье золотоеУ березы на плечах.Утром мы во двор идём –Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят… летят… летят…Пролетают паутинкиС паучками в серединке,И высоко от землиПролетают журавли.Всё летит! Должно быть, этоУлетает наше лето.(Е. Трутнева)-Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени).- Назовите месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).- Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, мы сейчас поиграем в игры: Подбери нужные словаНапример:• Дождь какой?—(мокрый, холодный, осенний).• Листья какие? — (желтые, красные, сухие, мокрые ,шуршащие).• Ветер (какой?) — (сильный, прохладный, осенний).• Небо (какое?) — (пасмурное, серое, хмурое, осеннее)Продолжи фразу• Осенью листья становятся... (желтыми, красными).• Осенью в небе часто видны... (тучи, птицы).• В лесу осенью можно найти... (грибы, ягоды).Подбери действия.Осень что делает? – приходит, наступает.Дождь что делает? – идет, стучит, капает, льёт, смывает, моросит.Листья что делают? – желтеют, краснеют, увядают, опадают, кружатся, лежат, шуршат.Ветер что делает? - дует, воет, гудит, сдуваетТучи что делают? - проливают, плывут, закрывают, темнеютФизкультминутка «Осенние листья»Мы листики осенние,На ветках мы сидим (присесть)Дунул ветер - полетели,Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)И на землю тихо сели (присесть)Ветер снова набежалИ листочки все поднял (легкий бег по кругу)Закружились, полетелиИ на землю тихо сели (присесть)А сейчас мы с вами обозначим план рассказа.Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.«Составь рассказ по картинке»Педагог показывает серию картинок с изображением деятельности детей и взрослых осенью.Дети описывают деятельность детей и взрослых.Дыхательная гимнастика «Листопад»Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад.1. О каком времени года мы с вами говорили сегодня?2. Тепло или холодно на улице?3. Какие в это время года выпадают осадки?4. Как выглядят в это время года земля, растения, небо?5. Как одеваются в это время люди?6. Какую работу выполняют в это время года люди?Рефлексия Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят в природе. Вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился. «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.Посмотрите, какое красивое осеннее дерево у нас получилось!