Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Автор: Усанкина Юлия Леонидовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 109»Семинар – практикум для педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Составил: воспитатель Усанкина Ю.ЛЦель: освоение организации поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников. Теоретическая часть Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Упражнение «Выбери дистанцию»Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор.Ведущий: Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. (Педагоги делятся на три группы) Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента» Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;- прогнозирование результата (старший дошкольный возраст); - уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; - уточнение плана исследования; - выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования; - выполнение эксперимента (под руководством воспитателя); - наблюдение результатов эксперимента; - фиксирование результатов эксперимента; - формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).Блиц-игра «Вопрос-ответ»1. Что первично: причина или следствие?Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.Ответ : плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей)1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)Практическая частьКитайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.(Участники проходят в «лабораторию»)Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.Опыт 1 «Поймай воздух»Материал: целлофановый пакет. Ход опыта : взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать , что в нем находится воздух.Опыт 2 «Запуск ракеты»Материалы : воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч.Ход опыта : эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты , стульями нить , предварительно продев ее сквозь трубочку от сока . Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой , чтобы не выходил воздух . Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, « Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.Опыт 3 «Спасательный жилет»Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой. Ход опыта : отгадайте , какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.Опыт №4 «Надувающийся шарик»Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое»Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Рефлексия. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.1 строчка –это название темы2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.Ответ:1. Эксперимент2. Увлекательный, познавательный3. Открывает, подтверждает, доказывает4. Жизнь без экспериментов скучна!5. Исследование