Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Язык мой-друг мой"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Язык мой-друг мой"
Автор: Хасмухаметова Альфия Сагитовна
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Язык мой - друг мой»для 7 класса (возраст детей:12-13 лет) (количество часов в неделю – 1ч., в году –35 часов)Составитель: учитель русского языка и литературы Хасмухаметова Альфия Сагитовна Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку “Язык мой - друг мой ” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ФГОС ООО МБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ, примерной программы по внеурочной деятельности. Обоснование актуальности и новизны программы Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “Язык мой -друг мой ” диктуется потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как меняется их поведение, способности, что неожиданно открывается в них и что они сами в себе открывают. Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный, неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы. Общая характеристика программы Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Цель и задачи программыЦель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихся.Задачи:Обучающие:развитие и формирование языковой личности;развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;Воспитывающие:воспитание любви и уважения к родному языку;формирование умения слушать и понимать текст;воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.Развивающие:развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;развивать представления о прекрасном в языке и речи;приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе. Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.Особенности программыВ программе выделяются три смысловых блока:1) “Путь к слову”;2) “От слова к тексту”;3) “От готового текста – к собственному тексту”. Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл. Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь. Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития. Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни. Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”. Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:принцип психологической комфортности;принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;принцип вариативности;принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;принцип связи теории с практикой;принцип творчества.Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.Формы организации занятийлекции, беседы, тренинги;экскурсии в библиотеку;игры-конкурсы, викторины, КВН;практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;анализ текстов;самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов. Виды деятельностипоисково-исследовательская;игровая;познавательная;проблемно-ценностное общение. Основные методы и технологиипроектное обучение;саморазвитие личности;развивающее обучение;технология обучения в сотрудничестве;игровые технологии;информационно-коммуникативные технологии. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Программа “Язык мой - друг мой ” для учащихся 6 – 7 классов рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Требования к планируемым результатам изучения программы Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной деятельности “Язык мой-друг мой ” направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся. Требования к уровню подготовки обучающихсяЛичностные результатыосознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез;устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения;Коммуникативные УУД:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы.Предметные результаты:представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности Содержание программы Календарно-тематическое планирование Список литературы:Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.