Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Автор: Берлагина Ирина Владимировна
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: "Путешествие в сказку "Репка""Цель: Развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, развитие памяти и внимания.Задачи:• Образовательные: • Закрепить знание сказки "Репка". • Активизировать словарь по теме: "овощи", "семья". • Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки полным предложением. • Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.• Развивающие: • Развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление. • Развивать умение драматизировать небольшие сценки. • Развивать мелкую моторику рук.• Воспитательные: • Воспитывать интерес к сказкам. • Формировать умение работать в коллективе. • Воспитывать уважительное отношение к старшим.Материалы и оборудование:• Книга со сказкой "Репка".• Набор фигурок персонажей сказки "Репка" (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).• Иллюстрации с изображением репки.• Муляжи овощей.• Корзина.• Маски персонажей сказки (по желанию).• Аудиозапись с музыкой для физминутки.Методы и приемы:• Словесные (беседа, вопросы-ответы, рассказывание, объяснение).• Наглядные (рассматривание иллюстраций, демонстрация фигурок).• Игровые (дидактические игры, драматизация).• Практические (пальчиковая гимнастика, физминутка).Ход занятия:1. Организационный момент (2 минуты):• Воспитатель приветствует детей.• Создание положительного эмоционального настроя: • "Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение!"2. Вводная часть (3 минуты):• Воспитатель: "Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, отгадайте загадку: • "Круглая, да не мяч, жёлтая, да не солнце, в земле сидит, на ней глядит, кто её тянет – с тем она и растёт?" (Репка)• Воспитатель: "Правильно, это репка! А вы знаете сказку про репку?"3. Основная часть (15 минут):• Чтение сказки "Репка" (5 минут): • Воспитатель читает сказку "Репка", показывая иллюстрации. (Или пересказывает, если дети хорошо знакомы со сказкой).• Беседа по содержанию сказки (5 минут): • Воспитатель задает вопросы по содержанию сказки, требуя от детей полных ответов: * "Как называется сказка?" * "Кто посадил репку?" (Репку посадил дед.) * "Какой выросла репка?" (Репка выросла большая-пребольшая.) * "Кто помогал деду тянуть репку?" (Деду помогала бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.) * "Кто пришел на помощь последним?" (Последней на помощь пришла мышка.) * "Почему дед не мог вытянуть репку один?" (Потому что репка выросла большая-пребольшая и деду нужна была помощь.)• Дидактическая игра "Кто лишний?" (3 минуты): • Воспитатель выставляет на стол фигурки персонажей сказки "Репка" и добавляет, например, фигурку волка. • Воспитатель: "Посмотрите внимательно на фигурки. Кто здесь лишний? Почему?" (Волк лишний, потому что его нет в сказке "Репка".) • (Аналогично можно предложить другие варианты игры).• Физминутка (2 минуты): • Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и сделать зарядку под музыку. • Например: "Дедка репку посадил" - наклоны вперед. "Выросла репка большая-пребольшая" - руки вверх, тянемся. "Дедка репку тянет-потянет" - имитация движения. "Вытянуть не может" - разводим руки в стороны. "Пришла бабка" - ходьба на месте. "Внучка, Жучка, кошка, мышка" - приседаем. "Вместе вытянули репку!" - хлопаем в ладоши.4. Практическая деятельность (5 минут):• Пальчиковая гимнастика (2 минуты): • "Репка": * "Посадил дед репку" - кулачок в кулачок, делаем углубление. * "Выросла репка большая" - разводим руки в стороны. * "Стал дед репку тянуть" - тянем руки вперед, напрягая мышцы. * "Тянет-потянет, вытянуть не может" - качаем головой. * "Пришла бабка на помощь" - соединяем кулачки. * "Тянут-потянут, вытянуть не могут" - качаем головой. * "Пришла внучка..." - добавляем кулачок. * "...Жучка..." - добавляем кулачок. * "...Кошка..." - добавляем кулачок. * "...Мышка!" - добавляем кулачок. * "Вместе репку вытянули!" - хлопаем в ладоши.• Игра "Собери репку" (3 минуты): • На столе разложены муляжи овощей. Дети должны выбрать только репку и положить ее в корзину. • (Можно усложнить задание, попросив назвать цвет и форму репки).5. Заключительная часть (5 минут):• Драматизация сказки "Репка" (3 минуты): • Воспитатель предлагает детям разыграть сказку "Репка", используя фигурки персонажей или маски. • (Можно разделить детей на группы и каждой группе предложить свою версию сказки).• Подведение итогов занятия (2 минуты): • Воспитатель: "Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку "Репка"? Что вам больше всего запомнилось?" • Воспитатель хвалит детей за активное участие и знания сказки. • Воспитатель: "Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!"