«Детский сад – сад для души ребенка: инновационная ранняя экологическая профессиональная ориентация детей с ОВЗ в системе дошкольного образования»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Детский сад – сад для души ребенка: инновационная ранняя экологическая профессиональная ориентация детей с ОВЗ в системе дошкольного образования»
Автор: Чаплиева Екатерина Николаевна

ЭССЕучастника V Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2025 Чаплиева (фамилия)Екатерина Николаевна(имя, отчество)Волгоградская область(субъект Российской Федерации)Научное исследование в дошкольном образовании детей с ОВЗ(номинация Конкурса)«Детский сад – сад для души ребенка: инновационная ранняя экологическая профессиональная ориентация детей с ОВЗ в системе дошкольного образования»(Название работы) МОУ «Детский сад № 66 Красноармейского района Волгограда»(Информация об образовательной организации)СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………...4-8ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....10ВВЕДЕНИЕВ эссе рассматривается проблема ранней экологической профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование данной междисциплинарной проблематики, находящейся на стыке психолого-педагогических направлений, актуально, во-первых, в связи со слабой теоретической разработанностью данной темы, во-вторых, по причине возросшей социальной необходимости поиска психолого-педагогических средств ранней профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.Нами кратко представлены предпосылки возникновения идеи создания специального комплекса экологических профориентационных мер инклюзивной направленности «Детский сад – сад для души ребенка».ОСНОВНАЯ ЧАСТЬЭто небольшое слово из четырех букв. Для одних оно наполнено радостью грядущих свершений и пока несбывшихся надежд и, даже, может являться единственным и главным смыслом существования, для других – представляется насущной потребностью и необходимостью, для третьих - видится тяжким бременем, тем, чего хочется избежать или минимизировать всеми силами, для четвертых – предстает чем-то постыдным, уделом для нищих и бедных, тех, кто не сумел проявить смекалку в поиске более «удачного» способа заработать себе на хлеб. А для нас – это величайшее счастье, то, что дает возможность быть авторами своей неповторимой книги жизни. Скорее всего, вы с первой строчки поняли, что это слово – «труд». По нашему глубокому убеждению, в труде заключена развивающая, формирующая и созидательная сила. Труд делает из глупца – рассудительного, из рассудительного - смышленого, из смышленого - изобретательного, из изобретательного – блистательного человека. Детям – приносит восхищение и затем в символической форме реализуется в сюжетно-ролевой игре, молодым людям приносит надежду, зрелым – авторитет, старикам – награду и отдых. По мнению выдающегося отечественного психолога и одного из основоположника теории деятельности в психологической науке С.Л.Рубинштейна, «основным, исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение» (2010). Это значит, что труд является основным видом деятельности, а такие самостоятельные и сложные виды деятельности, как игра и учение лишь предваряют труд и подготавливают к нему. И если милосердие и сострадание, на наш взгляд, это мера «измерения» глубины и широты человеческой души, поступок – мера «измерения» личности человека, то качество реализуемых трудовых функций – это мера «измерения» субъекта трудовой деятельности. Хотя, мы понимаем, что наши убеждения носят дискуссионный характер и не претендуют на абсолютную истинность. Так, труд – это не только социальная необходимость и способ удовлетворения материальных потребностей, но и форма самоосуществления, основной способ формирования личности. Именно через труд возможно развитие человека: социальное, интеллектуальное и личностное. Это подтверждает С.Л.Рубинштейн и пишет в своем флагманском учебнике, хорошо знакомому каждому психологу «Основы общей психологии»: «Направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд – это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы» (2010).В этом свете для человека является вопросом принципиально важного значения вопрос выбора будущей профессии, который напрямую связан с переживанием осмысленности, полноценности существования и, разумеется, личного счастья. В настоящее время резко возросло общественное и государственное внимание к проблеме организации профориентационной работы с обучающимися. Проблематика профориентации сегодня является предметом обсуждения на самых разных уровнях, что подчеркивает значимость профориентационной работы для будущего страны и еще раз возвращает к необходимости уделить этой проблеме более серьезное и пристальное внимание, так как эффективная профориентация обеспечивает решение целого комплекса социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-физиологических задач. Система профессиональной ориентации неизбежно приводит к развитию трудовых ресурсов, предупреждает безработицу, решает проблемы трудовой занятости и материальной обеспеченности, а также, что еще важнее, личностной реализации молодежи. Именно поэтому важно обеспечить эффективность профессиональной ориентации подрастающих поколений. По нашему твердому убеждению, это кажется возможным за счет реализации принципа преемственности в профориентации на этапах дошкольного и школьного образования. Стоит особо подчеркнуть, что на этапе школьного образования в отношении организации профориентации в общеобразовательных учреждениях сложилась достаточно благоприятная обстановка. Так, с 1 сентября 2023 г образовательные организации проводят профориентационную работу в рамках реализации Единой модели профориентации обучающихся 6–11-х классов.Однако, в рамках дошкольного образования еще не сложился комплексный и системный подход в отношении планирования и организации профориентационной деятельности. В то же время, на наш взгляд, уже на этапе дошкольного образования необходимо реализовывать системную и качественную работу, нацеленную на раннюю профессиональную ориентацию. Это подтверждают и другие видные исследователи: «Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в Российской Федерации. Начало профориентационной работы должно быть заложено именно в дошкольном детстве, детском саду. Именно в дошкольной образовательной организации начинается формирование основополагающих знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности» (2024).Однако, любая профориентация должна следовать принципам научности и учитывать специфику возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Согласно данным Минпросвещения, число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось. Данное обстоятельство приводит нас к необходимости рассмотрения еще менее разработанной в научном сообществе проблеме: проблеме организации и реализации профориентационной кампании детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования. Профориентация должна начинаться еще в дошкольном возрасте и охватывать разные категории детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий имеет особую специфику. Люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, не смотря на меры государственной и региональной поддержки, в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации имеют высокие риски попасть в прекариат. Многие из них подвержены чувству социальной дезорентированности, испытывают снижение жизненного тонуса, переживают беспомощность, уязвимость, хрупкость, социальную апатию, диффузную тревогу. Это не может не приводить к снижению уровня притязаний в выборе и поиске работы. Поэтому, как нам видится, целью ранней специальной профориентационной работы является превенция попадания в прекариат лиц с ограниченными возможностями здоровья («прививка от прекарности»).Тем не менее, профессиональная ориентация, рассматриваемая через призму коррекционной дошкольной педагогики и специальной психологии дошкольника, еще не нашла своего достаточного освещения в научной литературе. Анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между актуальностью планирования, организации и реализации системы ранней профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и ее слабой теоретической и методической разработанностью. Стоит особо подчеркнуть, что данный факт не в коем случае не обусловлен низким уровнем общественной и государственной значимостью рассматриваемой нами проблемы. По нашему мнению, данное обстоятельство вызвано тем, что проблема организации и реализации ранней профориентационной работы детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования является междисциплинарной и находится на стыке таких научных областей, как профориентология, коррекционная педагогика, специальная, клиническая и возрастная психология. Проще говоря, проблема организации и реализации ранней профориентационной работы детей с ограниченными возможностями здоровья является сложной, многоплановой, требует междисциплинарного подхода и интеграции теоретических и эмпирических данных медико-социальных-психолого-педагогических областей.Несмотря на слабую теоретическую, технологическую и методическую разработанность проблемы ранней профессиональной ориентации дошкольников, руководствуясь ее актуальностью и значимостью, нам, как мы надеемся, удалось ступить на путь организации и эффективной реализации системы специальной ранней професссиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольной психологической службы нашего сада. Этому предшествовала неслучайная череда обстоятельств в жизни детского сада.Примечательно, что наш детский сад № 66 Красноармейского района Волгограда является одним из базовых учреждений Межвузовской научно-исследовательской лаборатории экологического образования детей, действующей под руководством кандидата биологических наук, доцента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Л.Б. Черезовой. Целью создания лаборатории стало научное, информационное и учебно-методическое обеспечение системы экологического образования в рамках реализации закона Волгоградской области «Об экологическом образовании в Волгоградской области» (2003) на региональном уровне. В рамках функционирования лаборатории регулярно проходят заседания. Данный год стал не исключением: 22 марта 2025 года в МОУ «Детском саду № 66» состоялось очередное областное заседания межвузовской научно – исследовательской лаборатории экологического образования детей дошкольного возраста по теме: «Особенности организации экологически ориентированной образовательной деятельности дошкольников через экологизацию развивающей среды ДОУ». Педагоги нашей дошкольной организации показали открытые занятия с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, провели увлекательные мастер-классы и стали участниками круглого стола.Другим неслучайным обстоятельством на пути планирования создания системы специальной ранней професссиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольной психологической службы МОУ «Детский сад №66» стала научно-исследовательская деятельность в рамках магистерского диссертационного исследования по проблематике профессиональной ориентации под руководством под руководством доктора психологических наук, профессора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Т.В.Черниковой. Синергия этих двух обстоятельств и послужила вдохновением для создания системы специальной ранней экологической профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Детский сад как город». Отличительной спецификой профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является то, что профориентация проходит в условиях психолого-педагогического сопровождения формирования экологического сознания дошкольника, экологизации развивающей среды в рамках модели экологизации педагогического процесса. Экологическая профориентация дошкольников в контексте инклюзивного образования, реализуемая нами, следует главному принципу: «Земля всегда и всех прокормит – надо лишь уметь и любить трудиться». В этом свете, как нам кажется, коррекционным педагогам и специальным психологам предстоит четко и однозначно, наконец, определить: к чему мы стремимся готовить детей с ограниченными возможностями здоровья? Наш однозначный ответ: сначала - к трудолюбию, а лишь потом - к защите своих прав. Поэтому при планировании профориентационных занятиях с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья мы делаем упор на то, что при на построении временной перспективы жизни важнее сначала задать вопрос не «кем быть?», а «зачем быть?», «каким быть?». И совместно в игровой форме, доступной для дошкольника, приходим к выводу, что нужно быть трудолюбивыми. Это является «прививкой от прекариата» в любые тяжелые времена и в любых стесненных обстоятельствах. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ эссе рассматривается тема ранней профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, которая на наш взгляд является междисциплинарной. Актуальность выбранной темы обусловлена ее слабой теоретической и практической разработанностью.Спецификой системы ранней специальной профессиональной ориентации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Детский сад – сад для души ребенка», действующей на базе МОУ «Детский сад № 66», является ее экологическая направленность. Экологическая профориентация дошкольников в контексте инклюзивного образования, реализуемая нами, следует главному принципу: «Земля всегда и всех прокормит – надо лишь уметь и любить трудиться». Поэтому при планировании профориентационных занятиях с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья первоочередной задачей является поиск ответа на вопрос не «кем быть?», а «каким быть?». И лишь ответив однозначно на этот вопрос «трудолюбивым», возможно избежать самых тяжелых времен и ограничений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Куликова, Я. Г. Ранняя профориентация детей с ранним аутизмом и задержкой психического развития посредством обучения сюжетно-ролевой игре // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы: Материалы XIX Международной научно-практической конференции по вопросам социальной политики, СПб., 02–03 июня 2021 года. С. 108-114.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. С.472-475
  • Садовничая, Н. В. Экологическая профориентация в детском саду: как реализовывать данное направление с детьми старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 18 (360). С. 353-356.
  • Соловьева Н. Н. Ранняя профориентация дошкольников в образовательных центрах ранней профориентации на базе дошкольной образовательной организации // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: Сборник научных трудов. М.: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2024. С. 325-332.