Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе «Волшебное путешествие к фее Считалочке»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе «Волшебное путешествие к фее Считалочке»
Автор: Голубкова Наталья Александровна
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе Волшебное путешествие к фее Считалочке
Цель: Создать условия для обогащения и систематизации элементарных математических представлений у детей средней группы в игровой, сказочной ситуации.
Задачи:
1. Сенсорно-геометрические:
Активизировать умение детей безошибочно распознавать, различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Углубить понимание и закрепить умение оперировать понятиями, характеризующими величину и пространственные свойства: большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий.
2. Количественные и счетные:
Совершенствовать навык счета предметов в пределах 5 (количественный и порядковый счет).
Развивать умение определять количество предметов на слух (без опоры на зрительный образ).
Формировать четкий и правильный ответ на вопрос "Сколько?" применительно к группам предметов в пределах 5.
3. Временные представления:
Закрепить и активизировать в речи названия основных частей суток (утро, день, вечер, ночь) и связанных с ними типичных действий.
4. Развивающие:
Стимулировать развитие познавательных процессов:
Восприятие: Зрительное (цвет, форма, размер), слуховое (счет на слух).
Внимание: Устойчивость, концентрация, переключение.
Память: Кратковременная зрительная и слуховая.
Мышление: Элементарные операции анализа (сравнение по признакам), синтеза (составление группы по признаку), классификации (по цвету, форме).
Речь: Обогащение математического словаря, построение полных ответов.
Развивать мелкую моторику рук (манипуляции с мелкими предметами: цифры, фигуры) и зрительно-моторную координацию (соотнесение предметов, "посадка" бабочек).
5. Воспитательные:
Формировать навыки культурного общения: умение слушать воспитателя и сверстников, не перебивать.
Воспитывать умение действовать по правилам игры, отвечать по очереди, воздерживаясь от хоровых выкрикиваний.
Материалы:
Демонстрационные:
Магнитная доска. Изображение 5 воздушных шаров, различающихся по цвету и размеру (но одинаковых по форме).
2-3 обруча.
Мягкий кубик с крупными точками (1-6) или цифрами (1-5).
Мяч.
Изображение Феи Считалочки (опционально).
Раздаточные (на каждого ребенка или на пару):
Набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) одного цвета.
Набор карточек с цифрами от 1 до 5.
Картонные модели "автобусов" с прорезями или кармашком (на каждом автобусе изображена одна геометрическая фигура).
Цветы из цветного картона (несколько штук разных цветов).
Бабочки из цветной бумаги (цвета соответствуют цветам цветов, по количеству цветов или детей).
Методические приемы:
Игровая мотивация (путешествие, сказочный персонаж).
Дидактические игры ("Найди свой автобус", "Собери букет", "Посади бабочку", "Скажи наоборот", "Когда это бывает?", "Цифры рассыпались").
Словесные: пояснения, вопросы (репродуктивные, поисковые), загадки, стихотворные тексты (считалка, стих о зайчиках).
Наглядные: показ предметов, демонстрация действий.
Практические: действия с раздаточным материалом (счет, соотнесение, группировка).
Двигательные: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Проблемная ситуация (рассыпавшиеся цифры).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
(Воспитатель собирает детей, создает атмосферу ожидания чуда). "Ребята, сегодня к нам прилетело волшебное приглашение! Его прислала самая добрая волшебница чисел и фигур – Фея Считалочка! (Показывает изображение или просто жестом создает образ). Она зовет нас к себе в гости, в свою математическую страну. Как вы думаете, почему ее зовут Считалочка? (Выслушивает предположения детей: потому что она все считает, любит цифры, учит считать). Совершенно верно! В ее стране все связано с числами, фигурами и разными интересными задачками. Но чтобы отправиться в путь, нам нужна волшебная считалочка! Давайте приготовим наши ловкие пальчики и произнесем ее вместе!"
2. Пальчиковая гимнастика "Дружные пальчики":
Дружат в нашей группе (Сжимать-разжимать кулачки)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Соединять пальцы обеих рук "домиком")
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно загибать пальчики, начиная с большого)
Начинаем счет опять!
Раз, два, три, четыре, пять! (Поочередно разгибать пальчики)
Вот и кончили считать! (Потрясти расслабленными кистями).
3. Игровое задание 1: "Найди свой волшебный автобус"
"Вот и открылась дорога в страну Феи Считалочки! Но поедем мы не пешком, а на волшебных геометрических автобусах. Каждый из вас получит билет-фигуру (Раздает геометрические фигуры). Внимательно рассмотрите свою фигуру. Как она называется? (Дети называют: "У меня круг!", "У меня квадрат!" и т.д.). Теперь найдите автобус, на котором нарисована такая же фигура, как у вас на билете. Это и будет ваш волшебный транспорт! (Дети соотносят фигуру на билете с изображением на автобусе). Все нашли? Молодцы! Занимайте места в своих автобусах – поехали! (Дети имитируют движение или садятся на стульчики/ковер).
4. Игровое задание 2: "Шарики для Феи" (Сравнение, счет, признаки)**
"Вот мы и прибыли! Фея Считалочка встречает нас и украсила свою волшебную полянку воздушными шарами в честь нашего приезда! (Вывешивает картинку с 5 шарами разного цвета и размера). Посмотрите, какие красивые шары!
Давайте посчитаем их по порядку: Первый шар, второй шар, третий шар, четвертый шар, пятый шар. (Дети хором или по очереди считают).
Сколько всего шаров? (Пять!).
Шары одинаковые? (Нет, разные). Чем же они отличаются? (Одни большие, другие маленькие; они разного цвета: красный, синий, желтый...).
А что у них одинаковое? (Форма! Все шары круглые).
(Вопросы на закрепление цвета и порядкового номера): Какого цвета третий шар? А который по счету самый маленький красный шар? Который по счету самый большой синий шар?
5. Игровое задание 3: "Волшебная полянка"
"Собери букет для Феи": "Фея Считалочка оставила для нас первое задание на этой полянке. (Показывает на обручи и цветы). Видите, здесь растут чудесные цветы! Но Фея очень аккуратная, она хочет, чтобы цветы стояли в вазочках (обручах) по столько, сколько показывает цифра. (Раздает детям карточки с цифрами 1-5). Возьмите цифру. Сколько цветов нужно положить в вашу вазочку? (Дети называют цифру: "У меня три!"). Правильно! Соберите в свой обруч столько цветов, какая цифра у вас. (Дети отбирают нужное количество цветов и кладут в обруч). Проверим: Саша, какая у тебя цифра? Сколько ты цветов собрал? Молодец!"
"Бабочки на цветах": "Ой, смотрите, на нашу полянку прилетели яркие бабочки! (Раздает бабочек). Но они не могут найти свой домик-цветок. Поможем им? Каждая бабочка хочет сесть на цветок точно такого же цвета, как она сама. Найди для своей бабочки цветок-домик. (Дети соотносят бабочку и цветок по цвету). Все бабочки нашли свой цветок? (Да!). Бабочек и цветов поровну? (Да, поровну). Замечательно! Фея Считалочка будет рада!"
6. Игровое задание 4: "Волшебный кубик"
"Фея любит играть в игры. Давайте поиграем с ее волшебным кубиком! (Берет мягкий кубик). Я буду бросать кубик кому-нибудь из вас. Поймав его, нужно быстро посмотреть, сколько точек (или какая цифра) на верхней грани, и громко назвать это число! (Воспитатель бросает кубик разным детям, те ловят и называют выпавшее число).
7. Физкультминутка "Растем как математики!"
"Мы хорошо потрудились, давайте немного разомнемся! Представьте, что вы – маленькие ростки математических знаний!"
Сначала буду маленьким, (Дети приседают на корточки, голову опускают вниз)
К коленочкам прижмусь. (Обхватывают колени руками)
Потом я вырасту большим, (Медленно встают, выпрямляются)
До неба дотянусь! (Поднимаются на носочки, руки тянут высоко вверх).
(Повторить 2-3 раза).
8. Игровое задание 5: "Считаем зайчиков" (Счет на слух)
"Фея Считалочка приготовила еще одну интересную задачку. Она просит нас посчитать зайчиков, но не по картинке, а на слух! У вас на столах лежат цифры от 1 до 5. Слушайте внимательно стихотворение. Когда услышите, сколько стало зайчиков, быстро поднимите нужную цифру!"
(Воспитатель читает стих, делая паузы после каждой строчки, выделяя голосом числительные):
Бежал заяц вдоль равнины, а значит заяц был... (Один!) (Дети поднимают цифру 1)
К нему зайчиха прибежала, тогда всего... (Два зайца стало!) (Дети поднимают цифру 2)
Еще один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало... (Три!) (Цифра 3)
Мчит новый заяц "Путь мне шире!" И стало их теперь... (Четыре!) (Цифра 4)
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало... (Пять!) (Цифра 5)
"Молодцы! Отлично слушали и быстро находили нужную цифру!"
9. Игровое задание 6: "Скажи наоборот" (с мячом)
"Фея Считалочка знает, что вы хорошо умеете сравнивать. Давайте поиграем в игру "Наоборот"! Я буду говорить слово и бросать мяч. Тот, кто поймает, должен сказать слово с противоположным значением и бросить мяч обратно!"
(Воспитатель бросает мяч по очереди разным детям, называя слова): Большой (маленький), Высокий (низкий), Длинный (короткий), Широкий (узкий), Толстый (тонкий), Громко (тихо), Быстро (медленно) - можно добавить для разнообразия. (Следить, чтобы дети отвечали по одному, не выкрикивали хором).
10. Игровое задание 7: "Когда это бывает?" (Части суток)
"В стране Феи Считалочки тоже есть утро, день, вечер и ночь. Давайте вспомним, что мы делаем в разное время суток. Я начну предложение, а вы его закончите:"
Завтракаем мы утром, а ужинаем... (вечером).
Спим мы ночью, а делаем зарядку... (утром).
Солнце светит ярко... (днем), а луна и звезды... (ночью).
Ужинаем мы вечером, а обедаем... (днем).
В садик мы приходим... (утром), а домой возвращаемся... (вечером).
(Можно добавить: Гуляем мы часто... (днем), смотрим сладкие сны... (ночью)).
11. Игровое задание 8: "Волшебные цифры спешат домой"
"Ой-ой-ой! Ребята, пока мы играли, волшебный ветерок рассыпал цифры, которые должны были указать нам дорогу обратно в детский сад! (Воспитатель "рассыпает" карточки с цифрами 1-5 на столе или ковре). Цифры перепутались. Чтобы вернуться домой, нам нужно быстро навести порядок и выложить цифры по порядку, от самой маленькой (1) до самой большой (5). Кто поможет? (Дети по очереди или вместе выкладывают цифровой ряд 1-2-3-4-5). Молодцы! Дорога открыта! Пора возвращаться!"
12. Рефлексия. Возвращение в группу.
"Вот мы и вернулись из удивительной страны Феи Считалочки! (Дети садятся полукругом). Ребята, куда же мы сегодня путешествовали? (К Фее Считалочке). Чем мы занимались в гостях у Феи? (Считали шары, автобусы искали, цветы и бабочек считали, цифры поднимали, зайчиков слушали, в мяч играли, цифры по порядку ставили...).
Что вам понравилось больше всего? (Выслушать 2-3 ответа).
А было ли что-то сложное? Над чем нужно еще потрудиться? (Выслушать ответы, подбодрить: "Ничего, мы обязательно еще потренируемся!").
Вы сегодня были настоящими помощниками Феи Считалочки: внимательными, сообразительными, дружными! Молодцы! Она передала вам волшебное математическое настроение на весь день!"