ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ
Автор: Зубова Эльвира Николаевна
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ТРУДУ
Людмила Федоровна Губанова,старший воспитатель, МДОУ – детский сад №44 Колокольчик, г.Серпухов
Любовь ребенка к людям труда – источник
человеческой нравственности
В. А. Сухомлинский
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Однако за последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками,нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:
- Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра.
- Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)
- Подвижная (сюжетная, несюжетная)
- Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в
различных ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии.
Что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Значение дидактических игр-способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения -Кому что нужно для работы?; Кто, что дает?, Профессии, Что будет, если… и т.д..
Театрализованная игра-игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: Кому что нужно?, Чего не хватает?, Вкладыши, где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх Что нужно врачу?, Что есть в магазине?, Что нужно банкиру?, воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагает проведение тематических занятий (Страна профессий, Что чем делают, Все профессии хороши, Кем я стану и т.д.), бесед (Кто работает в детском саду, Мир профессий, Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий и т.д.), дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Цель и задачи проекта выполнены, если воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада.
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
Виртуальная экскурсия-это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.
Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещенияони не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
Краснощекова Н.В.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Куцакова Л.В.Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство Совершенство, 2007.
Потапова Т.В.Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: - М.:ТЦ Сфера, 2003.
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;
Используемые сайты интернета:www.Viki.rdf.ruhttp://pochemu4ka.ru/www.SkyClipArt.ru!