«Путешествие по временам года»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Путешествие по временам года»
Автор: Клочко Оксана Викторовна
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие по временам года» в подготовительной к школе группе Цель: Уточнить и расширить представления детей о временах года.Задачи:Учить употреблять в речи сложные формы предложений;Развивать у детей память, ассоциативное мышление;Развивать умение вести диалог;Развивать воображение и творческую активность;Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;Воспитывать любовь к родной природе.Материалы и оборудование:Образовательные области:Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие;Физическое развитие.Социально-коммуникативное развитиеМатериалы и оборудование: Мультимедийная установкаПредварительная работа:Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко», «Двенадцать месяцев» С.Маршак.Рассматривание: альбомы русских художников И.Левитана, А.Пластова, И.Шишкина.Экскурсии: в парк;Загадывание: загадки о временах года, явлениях природы.Наблюдения: в природе.Ход:-Ребята, вы любите путешествовать?Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие по временам года. Но это путешествие необычное – мы отправимся в прошедшее время.-какое время года сейчас?-какое время года сменила зима?Закрываем глазки и начинаем обратный отсчёт: десять, девять, восемь… ноль! Открыли глаза, огляделись вокруг.Слайд 1-картина осенней природы, по группе разбросаны листья красного, жёлтого, оранжевых цветов.-Давайте вспомним, какая погода бывает осенью?-Какие изменения происходят в жизни животных?-насекомых?-птиц?-как называются птицы, улетающие в тёплые края?-почему они улетают?Слайд 2-перелётные птицы, одна-две зимующие. Дети определяют «Кто лишний?»-как называются птицы, которые остаются зимовать?Слайд 3-зимующие птицы, одна-две перелётные, аналогично.Предлагаю детям послушать скороговорку: Погода размокропогодилась. Прошу объяснить её смысл, произнести её медленно, быстро.Д /игра «Что не так?»-ребята, я буду произносить предложения, а внимательно слушайте и отвечайте: «Что не так?»-Осенью всё распускается и расцветает. Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов. Так ли это?-Осенью часто идут холодные дожди. Люди собирают урожай в саду и огороде.-Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже.-Осенью животные готовятся к зиме.-Осенью погода солнечная, ясная, тёплая.-Ребята, а вы любите осень? Двум-трём детям предлагаю рассказать почему они любят осень.Закончилось наше путешествие в осень.-А какое время года было перед осенью? Закрываем глазки и начинаем обратный отсчёт: десять, девять, восемь… ноль! Открыли глаза, огляделись вокруг.Слайд 4-картина летней природы, по группе разбросаны цветы: ромашки, маки…Мы с вами вернулись в лето. Давайте вспомним, какое оно бывает?-Какая летом природа?-Как выглядят растения?-Какая бывает погода?На интерактивной доске подготовлена программа для рисования, приглашаю поочерёдно двух детей – девочку и мальчика, предлагаю им нарисовать картинку про лето, пока я читаю стихотворение:Я рисую лето,А какого цвета?Красной краской – солнце,На газонах – розы,А зелёным – поле,На лугах покосы.Синей краской – небоИ ручей певучий.А какую краскуЯ оставлю туче?Я рисую лето – Очень трудно это…Спрашиваю: Вы любите лето? Почему вы его любите?Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Закончи предложение». Я начну, а вы продолжите:-Лето - весёлое время года, так как…-Я беру с собой купальник, надувной круг, потому что…-Дети носят летом лёгкую одежду, на голове панамы, так как…-Летом очень много ярких цветов, красивых растений, потому что…Воспитатель предлагает детям пройти на коврик и представить, что они находятся на солнечной лужайке.Физминутка «Кузнечики»Поднимайте плечики,Прыгают кузнечики.Прыг-скок, прыг-скок.Травушку покушали,Тишину послушали. (2 раза)-Что можно услышать летом на лугу? (можно услышать, как колышутся травы, шум ветра, жужжание насекомых – жуков, мух, пчёл… стрёкот кузнечиков, пение цикад, зудение комаров…)-А какое время года было перед летом?Закрываем глазки и начинаем обратный отсчёт: десять, девять, восемь… ноль! Открыли глаза, огляделись вокруг.Слайд 5-картина весенней природы.Предлагаю послушать пословицу «Весна – всему начало, осень - всему конец», объяснить её значение.Дети объясняют, что весной природа пробуждается - растения начинают бурно развиваться, птицы строят гнёзда и выводят птенцов, некоторые животные пробуждаются от зимней спячки и т.д. А осенью многие растения увядают, созревает урожай, птицы улетают в тёплые края, насекомые заканчивают свой жизненный цикл и т.д.Воспитатель дополняет и подытоживает ответы детей.-Мы совершили путешествие в разные времена года, настала пора нам вернуться обратно в зиму. Закройте глазки, что вы представили, услышав слово зима? За что вы любите зиму?Слайд 6Зимой мы часто произносим слова «снег, санки, зимняя сказка», а какие зимние слова можете вспомнить вы? (снегурочка, снежинка, снеговик, снегопад). А если я произнесу слово «подснежник», как выдумаете, это зимнее слово? Почему вы так думаете?Замирает природа зимой. Очень холодно. Мёрзнут лапки у белки, чьи лапки мёрзнут? (беличьи)-у мышки – мышиные-у волка – волчьи-у лисы – лисьи-у зайца – заячьи, а у медведя не мёрзнут лапы, почему? (потому что спит в берлоге).Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Вам понравилось? А мне понравились вы, ребята, с вами было интересно путешествовать и общаться, вы очень многое знаете и умеете. Спасибо вам!