"Обучение говорению на уроках английского языка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучение говорению на уроках английского языка"
Автор: Гречушкина Динара Валериевна

УДК 372.8 Обучение говорению на уроках английского языка Гречушкина Динара Валериевна учитель английского языка МОУ гимназия №9, гомсомольск-на-Амуре Аннотация: статья предназначена для учителей, с целью активизации умения говорения на уроках английского языка. Как заинтересовать учащихся, создать коммуникативные ситуации, использовавать речевые клише и разнообразить способы речевой активности учащихся на каждом уроке.Ключевые слова: учебно-речевая ситуация, ролевая игра, виды упражнений, речевые клише, пути формирования умений говорения. Learning to speak in English lessons Grechushkina Dinara Valeryevna English teacher Abstract: the article is intended for teachers, in order to activate the ability of speaking in English lessons. How to interest students, create communicative situations, use speech cliches and diversify the ways of speech activity of students in each lesson.Keywords: educational-speech situation, role-playing game, types of exercises, speech cliches, ways of formation of speaking skills.Основное назначение иностранного языка как предметной области обучения - в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.Необходимым условием и важнейшим средством осуществления коммуникативности как ведущего принципа современной методики является ситуативная направленность обучения иноязычной речи.В том, что касается формирования навыков монологической речи, для методики преподавания иностранных языков особый интерес представляет монологическое высказывание в диалогическом общении и, особенно, в той его разновидности, которая называется свободной беседой. [ 3,с.21]Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная преподавателем  на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.Можно предлагать простые ситуации:«Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе». Диалог «Знакомство».При изучении темы «Внешность»: «К нам в группу  пришел сотрудник полиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника». Учащиеся  пытаются догадаться о ком идет речь.Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования. К ролевой игре методика преподавания иностранного языка идёт уже давно. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разработанной социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет несколько социальных ролей: например, в семье – роль родителя, вне семьи – роль учителя, врача и т.д. Эти роли в обществе определяют речевое/неречевое поведение человека. От человека в роли родителя ожидают, что он будет принимать участие в воспитании детей, от него же в роли врача – что он будет заботиться о здоровье пациентов и т.д. Примеры ролевых игр: 1. Сходное или различное. Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий. Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются иллюстрации. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие иллюстрации являются общими, а какие различными. Обсудив по три иллюстрации, играющие меняются местами и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д. 2. Близнецы Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог. Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.3. Восстановление рассказа. Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и активизация соответствующих навыков и умений. Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение. 4. Что случится, если…? Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др. Ход игры: каждый играющий получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.5. Другой возраст. Цель игры: активизация употребления в монологической речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности. Ход игры: играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей.6. Реклама. Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии по заданной теме. Ход игры: каждая пара играющих получает какое-нибудь рекламное объявление. Играющие должны обсудить его содержание, выяснить, какие свойства и качества рекламируемого товара являются наиболее привлекательными для покупателя. 7. Плюсы и минусы. Цель: активизация аргументирующей монологической речи. Ход игры: играющим предлагается обсудить какое-либо событие или явление (например, обсудить закон, запрещающий курение во всех общественных местах). Участники должны назвать плюсы и минусы обсуждаемого события (явления), аргументировать свою точку зрения.            Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных тренировочных/подготовительных и речевых/коммуникативных упражнений.            Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:
  • Ответить на вопрос, употребив образцы;
  • Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;
  • Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;
  • Подобрать предложения в хронологическом порядке на темы: « У врача», «Пишу письмо другу»;
  • Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;
  • Расширить/сократить указанные предложения;
  • Описать предмет/явление двумя-тремя фразами;
  • Объяснить указанные слова на иностранном языке;
  • Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
  •  Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;
  • Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию;
  • Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).
  •  Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к  естественному общению. Они обучают:
  • однозначно формулировать основную мысль;
  • синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные ассоциации;
  • последовательно развивать мысль;
  • выражать одну и ту же мысль разными средствами;
  • строить высказывание с учётом его прагматической ценности;
  • соотносить высказывание с ситуацией общения;
  • приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнёра по общению;
  • соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;
  • формировать и реализовывать речевое намерение;
  • адекватно выражать эмоционально-оценочную информацию;
  • прогнозировать реакцию партнёра и адекватно реагировать на его реплики.
  • Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая система. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп_- для обучения подготовленной (с позиции преподавателя – управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.        При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и на многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своём он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.Неподготовленное диалогическое высказывание формируется в следующей последовательности: сначала идёт этап подготовленной речи, а затем – этап неподготовленной речи..Этап развития подготовленной речи.1. Видоизменение текста-образца.2. Порождение самостоятельного высказывания:    а) с помощью вербальных опор( ключевые слова, план, тезисы, заголовки);     б) с опорой на источники информации ( картина, кинофильм, телепередача);    в) с опорой на изученную темуРечевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
  • ответы на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);
  • постановка узловых вопросов к тексту;
  • диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
  • составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
  • драматизация монологического текста;
  • дополнение или видоизменение диалога; составление направленного или самостоятельного диалога по содержанию рассказа, кинофильма;
  • объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
  • положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
  • завершение диалога с ориентацией на подсказку
  •  (кто, с кем, где, когда и о чём говорит).По мнению А. А. Алхазишвили, монолог – это своего рода часть диалога, которая предполагает присутствие собеседника [1, с. 44]. А под монологической речью понимает связную речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности.Речевые упражнения для подготовленной монологической речи:
  • воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);
  • составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на родном языке);
  • описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма);
  • воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
  • объяснение на иностранном языке заголовка;
  • определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
  • выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;
  • пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);
  • сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа, передача информации несколькими фразами;
  • составление плана прослушанного рассказа;
  • изложение диалога в монологической форме.
  •           Этап развития неподготовленной речи:            а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм);            б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или услышанное/увиденное, на собственное суждение, на фантазию);            в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях.Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
  • составление аргументированных ответов на вопросы;
  • проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
  • проведение ролевых игр или викторин;
  • проведение дискуссии или диспута;
  • беседа за круглым столом.
  • Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
  • придумывание заголовка и его обоснование;
  • описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
  • составление ситуаций с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
  • обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
  • определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
  • характеристика действующих лиц (места действия, эпохи);
  • оценка прослушанного или прочитанного;
  • составление кратких объявлений или текстов открыток.
  • Упражнения всех этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объёму, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными, активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации. Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание учащихся к тому, о чем говорится: «Is it really so?», «Do you agree?», «You don’t say so!», «How so?» и другие.Необходимо научить учащихся тому, чтобы они могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы). Это на перовом этапе. На следующем этапе коммуникативные действия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия:Right you are; I think the same; As for me I think…; I am afraid you are mistaken; I like itРепликдополняющих говорящего:More than that; besides; to make the things worse…;Фразуточняющего характера:As for me, I think…; I suppose…; I believe…Обобщающих суждений:On the whole; in general; summing up all you’ve just said; let’s come to a conclusion; so what is the result?Эмоциональных реакций:That is rather strange (awful, nice); Brilliant; So many; Great; Well doneИронических реплик типа:So there you are! Why should you?Реплик, выражающих просьбу:May I…? Can you…? Will you…? Please, don’t do itРепликдающих отрицательную оценку:I find it bad; I find it not very goodРеплик удивления:Is it? Do you? Are you? Really? How so? You don’t say so.Участие школьников в таких коммуникативных, приближенных к реальной жизни, ситуациях развивает их воображение, самостоятельную деятельность, стимулирует мотивацию учения.Речевые ситуации создаются различными способами:1. Путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, например день рождения, прошедшие праздники, выходные и т.д.2. С помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.3. На основе словесного описания (Представьте себе…, О чем вы думаете, когда слышите, видите…)4. С помощью слуховой наглядности в виде звукового фона, какого-либо события (например, скрип колес или то, что вы слышите в квартире, за окном и т.д.)5. С помощью текста, дающего представление о предмете речи.Создание интересных, эффективных учебно-речевых ситуаций – это творчество, методический поиск преподавателя. При этом эффективнее использовать реальные ситуации общения, когда обсуждаются близкие учащимся, волнующие их темы, когда они высказывают свои мысли, делятся впечатлениями. Содержание речи преподавателя вызывает у школьников желание говорить и слушать высказывания товарищей.В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения.1) «сверху вниз»;2) «снизу вверх». [4,с. 151]Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.Рассмотрим каждый из них более подробно.Содержание урока построенного по методу: путь «сверху вниз».Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать хитроумные способы для ее создания на уроке. В данном случае речь идет лишь о ее использовании для порождения речевых высказываний учащихся и о частичном видоизменении с помощью речевых установок и упражнений.Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д.Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д. Вот лишь некоторые из заданий, которые составляют содержание урока.1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.4. Доказать, что...5. Определить основную идею текста.6. Охарактеризовать...7. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст.8. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).9. Придумать другой конец для рассказа. Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обученияВ-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.Содержание урока построенного по методу: путь «снизу вверх».В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст [9]. Данный путь применяется учителем в следующих случаях:1. На начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.2. На среднем и старшем этапах обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. В данном случае предполагаемые монологи могут строиться не столько на материале одного конкретного текста, сколько на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках. Как правило, в данном случае предполагается использовать межпредметные связи, общее  понимание вопроса, его индивидуальную трактовку и т.д.3. Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что:- у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей);- уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке;- в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый  запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.);- учащиеся владеют речевыми умениями (способами связи различных речевых высказываний, дискурсивными приемами, композицией речи и т.д.).В таблице 1 представлены примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологу     Таблица 1 Начальный этап обучения монологу В таблице 2 представлены примеры заданий и упражнений на среднем и старшем этапе обучения монологу. Таблица 2  Средний и старший этап обучения монологу            При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка (ИЯ) важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д.Успех в значительной мере зависит от того, насколько правильно соотносится деятельность учителя и деятельность учащихся, насколько деятельность учителя направлена на активизацию деятельности учащихся, на развитие их познавательных способностей и творческих сил. Требования к уроку включают постановку реально достижимых целей воспитания, в том числе воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, сотрудничество учителя и учеников [2, с. 45].Список литературы1. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. – М.: Просвещение, 2001. – 334 с.2. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе : / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. –75с.3. Салтовская, Г.Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка / Г.Н. Салтовская // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 3. – С. 55- 49.4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1985. – 2о8 стр.