«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Автор: Клочко Оксана Викторовна
«Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам научиться. Но есть много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.Социально-эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Социальный интеллект позволяет человеку самому оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием межличностного взаимодействия. Вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса. Для решения данной проблемы в нашей группе созданы соответствующие условия, организована предметная среда, которая создаёт атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, способствует развитию коммуникативной компетентности детей. Но развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несёт.Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Для развития социального интеллекта необязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях, в том числе и игровых. Именно в них на конкретных примерах можно продемонстрировать способы установления межличностных контактов. Игра в образовании дошкольников – это организация их собственного опыта, в данном случае, социально-коммуникативного.Игры и упражнения, способствующие формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста, которые я использую в своей практике. Игры на групповую сплочённость, формирование позитивного отношения к сверстникам «Цветок дружбы», «Назови себя», «Волшебный клубочек», «Я и моё имя» помогают детям правильно обращаться друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой в группе, повысить уровень коммуникативной культуры дошкольников.Игры «Вместе – мы сила!», «Мост дружбы» способствуют сплочению детского коллектива.Игры «Ручеёк», «Комплименты», «Танец с платочком», «Волшебный микрофон» направлены на формирование интереса к другому, содействуют накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений.Для формирования у детей умения правильно оценивать себя и других, воспитания чувства ответственности за свои поступки разработала и изготовила авторизованные игры «Хорошо или плохо», «Оцени поступок», «Причина и следствие», «Что чувствует мама (папа), если…». Дети играют в эти игры, как с воспитателем, так и самостоятельно, учатся анализировать не только поступки, но и ситуации, в которые могут попасть, ищут правильное решение вместе.Игры «Вырази чувство глазами», «Моё настроение», психологические этюды «Азбука эмоций» помогают преодолеть нерешительность, скованность у застенчивых детей, способствуют самовыражению, развитию положительного отношения к себе. В таких играх как «Шахматы», «Шашки», играх на удачу, играх с правилами,дети учатся не только выигрывать, но и достойно проигрывать, принимая проигрыш как ступеньку к новым победам, поэтому в нашей группе после игры существует обязательный ритуал рукопожатия, помогающий детям с уважением относитьсяк соперникам по игре.Дети нашей группы не только сами играют в разнообразные игры, но и с удовольствием придумывают и дарят свои игры малышам, показывают им кукольные спектакли (до пандемии). Групповые ритуалы начала и окончания занятий, утренний и вечерний круг, дружеские посиделки, минутки общения, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, совместное пение и танцы также повышают общий эмоциональный фон и улучшают психологический микроклимат в группе. Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;-Откликается на просьбы других детей-С удовольствием занимается вместе со взрослым;-Успешно действует под руководством взрослого;-Принимает помощь взрослого;-Часто взаимодействует со сверстниками;-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;-Проявляет лидерские способности;-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;-Действует самостоятельно;-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.