Программа работы с одаренными детьми в подготовительной группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа работы с одаренными детьми в подготовительной группе
Автор: Приказчикова Ирина Александровна
Программа работы с одаренными детьми в дошкольной разновозрастной старшей группе 2016- 2017 уч.гПояснительная записка Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…Актуализация проблемы "Работа с одарёнными дошкольниками" Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Концепция программы Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ. Цель программы:создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Задачи:Выявление одаренных детей;Создание банка данных «Одаренные дети»;Разработка индивидуальных форм работы;Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.Включение детей в проектную деятельность. Одаренные дети:имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли дополнительного образования;принцип индивидуализации и дифференциации обучения;принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя. Формы работы с одаренными детьми:групповые занятия с одаренными детьми;конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;работа по индивидуальным планам;исследовательская деятельность. Предполагаемые результаты:увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне. Нормативно-правовая база программы:Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;Закон Российской Федерации “Об образовании”;Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;План работы с одаренными детьми на 2016-2017 уч.г. Список литературы1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 20042. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 20053. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 19965. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.Участие детей в мероприятиях 2016-2017 уч.г.