Что такое мнемотехника и мнемонические приёмы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что такое мнемотехника и мнемонические приёмы
Автор: Жилина Виктория Сергеевна

Практически каждому из нас время от времени нужно что-то запомнить: подготовиться к экзамену, выучить новый язык, освоить рабочие данные или просто не забыть список покупок. Конечно, можно всё зубрить, но это отнимает уйму времени и без постоянного повторения информация быстро испаряется из памяти. Однако есть более простой и эффективный способ — мнемотехника.В детских пособиях по изучению алфавита буквы часто изображают рядом с предметами или животными. Такой подход не что иное, как применение мнемотехники для запоминания через образыВ этой статье я расскажу, что такое мнемотехника и как мнемонические приёмы помогают надолго сохранять в голове всё, что вам нужно.Что такое мнемотехника и мнемонические приёмыМнемотехника (или мнемоника) — это техника обучения, которая помогает легко запоминать и надолго сохранять информацию в памяти. Она использует ассоциации, образы, ритмы или сокращения, чтобы «закодировать» данные и упростить их извлечение. В основе мнемотехники лежит наблюдение, что человеческий разум лучше запоминает нечто яркое, личное, удивительное или связанное, чем что-то абстрактное и безликое.Мнемонику активно  в изучении иностранных языков, сочетая слова, созвучия и образыТермин «мнемоника» происходит от древнегреческого слова μνημονικός (mnēmonikos) — «относящийся к памяти» — и связан с Мнемозиной, богиней памяти в греческой мифологии. В древности мнемотехнику называли искусством памяти. Греки и римляне  на «естественную» или врожденную и «искусственную», которую необходимо развивать, в том числе и через мнемонические приёмы.Мнемонические приёмы — это специальные методы и техники, которые помогают человеку легче и быстрее запоминать информацию, используя ассоциации, образы, ритмы или логические связи. Они превращают сухие факты, цифры или списки в яркие, запоминающиеся картинки или истории, которые надолго остаются в памяти.Простые примеры мнемонических приёмов:
  • фраза «Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку» помогает быстро выучить порядок падежей русского языка;
  • стишок «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» надолго закрепляет математическое правило;
  • образ человека, у которого слипаются глаза перед сном, легко связывает английский глагол sleep (спать) с его значением.
  • Подобные приёмы делают запоминание не только эффективным, но и увлекательным.Почему мнемоника работаетЭффективность мнемоники для запоминания обусловлена тем, что она учитывает особенности кратковременной и долговременной памяти. Когда нам представляют информацию, она сначала попадает в кратковременную память — это как временный «буфер», где данные держатся недолго. Но чтобы информация перешла в долговременную память и осталась надолго, её нужно хорошо «закодировать». Мнемонические приёмы как раз помогают это сделать.Например в 1967 году показало, что мнемоника улучшает запоминание у школьников и улучшает результаты проверочных тестов на 77%.С научной точки зрения существует несколько теорий явлений памяти, которые работают, когда речь идет о мнемонике:Теория двойного кодирования. Информация запоминается лучше, если задействованы два канала мозга — вербальный и невербальный. К примеру, глядя на результаты исследования и произнося вслух «67% респондентов за, а 33% против», мы усиливаем память — и лучше запоминаем результаты опроса.Эффект превосходства изображения. Картинки запоминаются легче, чем текст, благодаря активации визуальной части мозга. Это дополняет теорию двойного кодирования. Поэтому маркетологи так любят инфографику — чаще одна картинка объясняет быстрее и лучше, чем тысяча слов.Эффект фон Ресторффа (эффект изоляции). Среди похожих объектов выделяется и запоминается то, что отличается. Например, в списке слов «дизайн, копирайтинг, аналитика, бухучёт» мы скорее запомним «бухучёт», потому что он выбивается из ряда маркетинговых специализаций.Эффект сильных эмоций. Эмоции усиливают память, связывая информацию с чувствами. Весёлая шутка вызывает смех, трогательная история — слёзы, а яркий страх или радость — волнение. Например, смешной стишок про биссектрису-крысу легко остаётся в голове благодаря эмоциональной окраске. А рассказ про фееричный провал на презентации запомнится лучше, чем просто кейс с важными, но скучными цифрами (даже если речь в нём — про миллиарды).Парадокс Бейкера-Бейкера. Ассоциации помогают запоминать, связывая предмет с конкретным образом. Если вам говорят «Бейкер» как фамилию, это просто звук. Но если вы знаете, что Бейкер — пекарь (по-английски baker), то вы представляете человека в фартуке, мешающего тесто, и его имя «прилипает» к этому образу. Так ассоциация с профессией делает имя ярче, и оно легче вспоминается при необходимости.В целом, мнемоника помогает исходной информации ассоциироваться с чем-то доступным или необычным — и это обеспечивает лучшее сохранение информации.В 1968 году советский нейропсихолог  призвал глубже исследовать мнемотехнику с психологической точки зрения. В своей книге  он поделился исследованием человека с синестезией — неврологическим состоянием, при котором стимуляция одного из пяти чувств приводит к одновременной стимуляции одного или нескольких оставшихся чувств. По результатам наблюдений, он отмечал выдающуюся память этого человека.