"Коррекция поведения подростков через взаимодействие с лошадьми"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Коррекция поведения подростков через взаимодействие с лошадьми"
Автор: Лытнева Елена Владимировна
«Коррекция поведения подростков через взаимодействие с лошадьми»Лытнева Е.В.,Педагог дополнительного образования г. КостромаВ поведении подростков нередко проявляются нежелательные черты: напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. Дети склонны к конфликтам, недисциплинированны, прогуливают школьные занятия, игнорируют домашние обязанности, провоцируют драки, пробуют употреблять алкоголь, курить. Может проявляться эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, стремление к доминированию или, напротив, зажатость, избегание общения. Нарушается социализация, накапливается негативный опыт общения со взрослыми.Негативное отношение окружающих формирует позицию трудного подростка. Как считается, основу отклоняющегося поведения составляют неудовлетворенные потребности в уважении, признании, социальной безопасности [1].Коррекция поведения трудных подростковРабота с трудновоспитуемыми подростками направлена на восстановление гармоничных отношений с окружающими, формирование положительной самооценки, вовлечение в интересное дело, позволяющее реализовать сильные стороны. своевременная психолого-педагогическая коррекция и гибкость воспитания. В благополучных коллективах дети успешно переходят из подросткового возраста в юношеский – поведение становится социально приемлемым, формируется устойчивая система интересов, ценностей, определяющая деятельность.С.К. Рыженко [2] рекомендует вовлекать подростка в разные виды взрослой деятельности, но держать ситуацию под постоянным контролем. Замечайте даже незначительные изменения в его поведении, пока асоциальное поведение не укоренилось и не вошло в привычку. Необходимо найти сильные стороны трудного подростка и правильно их использовать, развивать, ставя посильные задачи. Громадное значение имеет для подростка возможность испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.Задача педагога, зная особенности характера подростка, помочь ему научиться самостоятельно и успешно разрешать такие новые для него проблемы и трудности.Рассмотрим один из действенных способов коррекции поведения подростков посредством общения с лошадьми. Важный психологический аспект заключается в том, что при взаимодействии с животными подросток «шлифует» свой характер. Каждый тренер, связанный с конным спортом, знает, насколько по-разному одна и та же лошадь ведёт себя с разными детьми. На лошадь влияет не только психологическое состояние человека, она считывает суть его личности. Выдающаяся спортсменка Линда Парелли говорит: «В отношениях с лошадью есть определённый кодекс чести, потому что ваше отношение к своей лошади – это отражение ваших основных ценностей и принципов».Конный клуб может стать средой для коррекции поведения подростков через их взаимодействие с лошадьми.Гуманное, тонкое общение человека и лошади, основанное на доброте и уважении, легло в основу работы Конного клуба «Гармония» в Костроме. Миссия Клуба - воспитательная деятельность посредством приобщения детей и молодежи к занятиям с лошадьми в специально организованном духовном пространстве, в атмосфере требовательности и личной ответственности, доброжелательности и уважения в коллективе.В конном клубе занимаются дети и подростки от 7 до 18 лет. Они ухаживают за пятью лошадьми – убирают денники и прилегающую территорию, кормят лошадей, чистят их, заплетают гривы и, конечно же, ездят верхом. В клубе действуют строгие правила поведения, направленные на обеспечение безопасности воспитанников и лошадей, а также способствующие сплочению коллектива. Дети обучаются правильному психологическому подходу к каждой из лошадей, вырабатывают терпение, смелость, внимательность. Нарабатывая опыт общения, дети раскрепощаются, становятся увереннее в себе. Воспитанники, которые имеют сложности с коммуникацией, общением, оказываются в роли учителей для своих лошадей. Они обучаются говорить, поощряя, успокаивая и подбадривая свою лошадь. Развиваются такие важные способности, как любовь, принятие, контакт, доверие.Еще одно качество, которое развивается при постоянном контакте с лошадью, - способность управлять. Люди нередко путают понятия силы и агрессии. Дети учатся быть настойчивыми, но не агрессивными. Ребёнок - «мямля», не обладающий необходимой силой духа, не сможет подчинить себе упрямого коня, отлично разбирающегося в качествах всадника. Но со временем ребёнок нарабатывает нужные качества. Опыт верховой езды для такого человека - наглядный пример того, что он способен управлять кем-то живым. Это очень позитивный опыт, возрождающий веру в себя.В нашем любительском конном клубе на первое место ставится воспитательная работа, а не выращивание спортсменов-разрядников, а такое встречается не часто. Развивая это направление, клуб помогает детям с проблемами психики, с элементами девиантного поведения, с неразвитым эмоциональным интеллектом совершенствовать себя, получая взамен массу позитивных эмоций.Использованная литература. Трудный подросток / Рыженко, С.К. (2014). Трудные подростки нашего времени. Вестник практической психологии образования, 11(3), 20–28. URL: