"Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе"
Автор: Хадыева Рина Рифовна

Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе.Здравствуйте, уважаемые родители! В нашем детском саду № 65 «Фестивальный» функционируют группы раннего дошкольного возраста: с 6 месяцев до 1 года; с 1 года до 1,5 года; с 1,5 года до 2х лет и с 2х лет до 3х лет. А сейчас я немного расскажу вам по подробнее про эти группыС 6 месяцев до 1 года в этом возрасте основное внимание уделяется сенсорному развитию и развитию мелкой моторики.В раздевалках групп для каждого ребенка имеется свой индивидуальный шкафчик для вещей; для сна у каждого ребенка своя индивидуальная детская кроватка для новорожденных с высокими бортиками; у каждого ребенка свое полотенце и свой горшок (шкафы для горшков).В группах с 1,5 года до 3х лет проводятся занятия в игровой форме. В раздевалках также индивидуальные шкафчики для каждого ребенка; для сна своя индивидуальная более открытая и просторная детская кровать или же 3х ярусные «выкатные» кровати; также горшки у каждого свой индивидуальный и маленькие детские унитазы, полотенце на вешалках у каждого свое. У каждого ребенка свое место за детским столиком со стульчиком.Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются: разнообразие, доступность.Для детей раннего возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Развивающая предметно - пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.Правильно организованная предметно- пространственная среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, читать, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой.Развивающая предметно - пространственная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Она несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.«Центр физического развития»В центре расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а также для самостоятельных игр детей: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, ленточки, платочки. В центре имеется нетрадиционное оборудование: «Массажные дорожки» «Волшебные веревочки», «Дыхательные тренажёры». Всё это развивает у детей двигательную деятельность и укрепляет здоровье малыша.Центр «Изо –деятельности»В центр художественно –эстетического развития имеется разнообразный материал (карандаши, фломастеры, пластилин, раскраски, трафареты). Материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.«Центр конструирования»Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.Центр книги и театра «Дом сказок»Особую роль в приобщении детей к художественной литературе отводится книге. Яркие, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей. Любимые и знакомые сказки обыгрываем вместе с детьми при помощиразличных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе. Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.«Центр сенсорики»Дидактические пособия, которые представлены в центре сенсорики – разнообразные втулочки, вкладыши, пособия с застёжками и шнуровками, бизиборд, геометрические кубы и многое другое — доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные. Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения. При их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.«Центр музыки»В центре музыки имеются разнообразные музыкальные инструменты: бубны, погремушки, барабаны. Игры в центре развивают у малышей фонематический слух, чувство ритма и доставляют детям много положительных эмоций.Центр игры «Доктор», «Больница», «Магазин».Играя в сюжетно- ролевые игры, развивают у детей диалогическую речь, обогащают словарный запас, воспитывают чуткое, внимательное отношение друг к другу.«Центр воды и песка»Для игр – экспериментов в летний период на прогулочных участках (верандах) оборудован центр «Песок – вода», дети активно играют в него, с необходимым набором предметов и оборудования: наборы предметов по теме: «плавает-тонет», чашечки, стаканчики, лейки, песочные наборы, ситечки.Занятия в этом центре помогают детям развивать мелкую моторику; открывать широкий простор для проявления фантазии; регулировать механизмы мышления; лучше выражать свои мысли, объясняя природные явления.Особое значение использованию воды, песка и сыпучих материалов вкачестве психопрофилактического средства мы придаем в адаптационныйпериод, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий дляадаптации малышей к условиям ДОУ.Развивающая предметно- пространственная среда является основным средствомформирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.Современная развивающая предметно- пространственная среда - это система обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.