Организация прогулки в летний оздоровительный период с детьми дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация прогулки в летний оздоровительный период с детьми дошкольного возраста
Автор: Котельникова Виктория Андреевна
Организация прогулки в летний оздоровительный периодс детьми дошкольного возрастаПлан:Введение1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.2. Виды прогулок3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка ДОУ дляпроведения прогулок.4. Требования безопасности при организации прогулок на участке ДОУ5. Структура прогулки.6. Инструкция проведения прогулок в ДОУ.ЗаключениеВведениеЛето – самая благодатная пора для сохранения и укрепления здоровья детей,создания условий для их полноценного всестороннего психического и физическогоразвития. Летний период наиболее оптимален и благоприятен для проведенияоздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками.Воспитательно-образовательная работа с детьми в этот период времениосуществляется, как правило, на улице. Режим работы подобран так, что летом детипостоянно находятся на свежем воздухе. Это не предполагает отмены образовательнойдеятельности с дошкольниками, а наоборот расширяет возможности воспитателейпроводить полноценную работу с детьми на прогулке. Это и беседы, и сюжетно-ролевыеигры, игры с водой и песком, различные наблюдения, труд в природе и т.д.ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования предусматривает решение программных образовательных задач не только врамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.В ходе прогулки возможна интеграция 5 образовательных областей, таких как«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Худоественно-эстетическоеразвитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются на прогулке входе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют однонаправление — физическое развитие.Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых,наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми исоставляют одно направление — социально-личностное развитие.Задачи образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевоеразвитие» решаются на прогулке через наблюдения, ознакомление с трудом взрослых,экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок,самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»решается на прогулке через организацию самостоятельной деятельности, творческиеконкурсы, развлечения.Содержательные связи между разными разделами программы позволяютвоспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательнообразовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагогвоспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическимпереживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладениясоответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражатьвпечатления о природе в разнообразной игровой деятельности.Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать вединстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физическогоразвития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средствомзакаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости иустойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простуднымзаболеваниям.На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ,кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различныепрепятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У нихвырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,повышается жизненный тонус.Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают многоновых впечатлений и знаний об окружающем мире.Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведенияпрогулок на улице.Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневнойпрогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки,должно строго соблюдаться. Общая продолжительность еѐ составляет 4 — 4,5 часа.- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дняпредусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами дляприема пищи и сна.-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимомвоспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с. и осадки.Виды прогулки (по месту проведения): на участке ДОУ; пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольныйвозраст); в функциональных помещениях детского сада (при плохой погоде).2.5. Виды прогулок по содержанию: традиционная; тематическая; целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детскогосада); экскурсия, поход (проводится систематически со средней группы).Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественнойжизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуютсяцелевые прогулки.В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшоерасстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулкипроводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт,, пешеходов,средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Состаршими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк илилес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правиламиуличного движения.На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений обокружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развиваетсянаблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительноевлияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детейопределенной выдержки, организованности и выносливости.Перед выходом за пределы ДОУ необходимо соблюсти все необходимыетребования: собрать подпись родителей на выход детей за пределы ДОУ, составитьмаршрут, написать заявление с указанием количества детей и сопровождающих.Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сададля проведения прогулок.Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеетозелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями,спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группарасполагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этомучастке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей(ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческихигр и игр с различными игрушками.На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики длялазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения вравновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметьпривлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным исоответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадкувыносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки длязащиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производитсяне менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями,помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром доприхода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметьрешетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку,ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).Подготовка к прогулке.Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведениегигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобыим не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создатьсоответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната синдивидуальными шкафчиками и достаточным числом стульчиков или скамеечек, чтобыребенку было удобно сесть, надеть одежду или обувь и не мешать при этом другим детям.Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимопо подгруппам:— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, вкоторую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыкамисамообслуживания;— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второйподгруппой и выводит детей в приемную;— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощниквоспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок квоспитателю;— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу совторой подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и вопределенной последовательности. Сначала все они надевают одежду, обувь, затемголовной убор. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышейпомогает одевать младший воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то,что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будутделать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях(застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать детей к тому, чтобы ониоказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобынавыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны домапредоставлять детям больше самостоятельности.В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организоватьгигиеническую процедуру — мытье ног.Требования к одежде детей:В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данныймомент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей.Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка напредмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностнойинструкцией.Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детейдолжны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежаниеперегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детеймикроклимату и погодным условиям.В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодныхусловий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завестидетей в помещение.При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределыучастка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать ослучившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит визвестность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемойоповещения.В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения,правилам безопасного обращения с различными предметами.При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенностидетей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.Запрещается:Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанныеигрушки.О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленновозвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персоналдля оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставкуребенка в отделение скорой помощи.Структура прогулки:Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующихзанятий, интересов и возраста.Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает еесодержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том,чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило,идут гулять с большой охотой.Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлятьзадачи всестороннего развития детей.Наблюдение.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и среднейподвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.Индивидуальная работа с детьми.Труд детей на участке.Самостоятельная игровая деятельность.Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться взависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующемповышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулкицелесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если допрогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается снаблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длитсяот 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.Наблюдение.Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) заприродными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целойгруппой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и бытьяркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разныеобъекты для рассмотрения.Объектами наблюдений могут быть: живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы(дождь, снег, текущие ручьи); труд взрослых. наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.)организуются 1-2 раза в квартал.Виды наблюдения:Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах икачествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину,пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении сживотными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитиирастений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравниваютнаблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать даннуюпоследовательность:1. устанавливаются факты;2. формируются связи между частями объекта;3. идет накопление представлений у детей;4. проводятся сопоставления;5.делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчаснаблюдением и проведенным ранее.Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных иразнообразных наблюдений.Подвижные игры.Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В нихразвиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий,воспитываются моральные качества.Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодныедни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом,метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переноситьхолодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следуеторганизовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утреннейпрогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших иподготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах— 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4раза в год)В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиямвоспитателя).В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящеговыполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивныеигры, игры с элементами соревнования.Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности,постепенно снижающей физическую нагрузку.Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особоговнимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которыхследует вовлекать в подвижные игры.Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в концеутренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятсяперевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна,увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, напрогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда навелосипеде, классики.Индивидуальная работа.Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена назакрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним илинесколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов,на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственныхкачеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал еенеобходимость и охотно выполнял предложенные задания.Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактическиеупражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическоеупражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ходнаблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найдидерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучиваниепотешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука ит. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивалина музыкальном занятии.Самостоятельная игровая деятельность детей.Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления,полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о трудевзрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Онпомогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.Интерес к таким (творческие игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевойигры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольноговозраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающимипосле семи лет.Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, нескучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, онпривлекает к участию в более спокойных играх.Для организации самостоятельной деятельности необходимо создать условия:атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимособлюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносногоматериала.Трудовая деятельность детей на участке.Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке.Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными иразнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и15-20 минут в старшем возрасте.Формами организации труда детей являются: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд. индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастныхгруппах детского сада.Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и уменияодновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются уменияпринимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие изодной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку.Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сборкамушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети неиспытывают никакой зависимости друг от другаВ средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнятьразные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качествуработы;показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовуюзадачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций,отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью(при небольшой помощи воспитателя).Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать иоформить гербарий.Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойныеигры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение онивытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещив шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Таккак взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке непроводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельноиграющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться содним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игрыразвлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением илисобытием, которое заметили они сами. Однако необходимо иметь в виду, что вечером неследует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей.При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитыватьиндивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе ихиспользовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственныхнорм поведения.Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Если прогулкисодержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой ирадостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не толькооздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материалдля которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.Инструкция проведения прогулок в ДОУ.Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачидолжны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите впрограммное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей.Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержаниюпрогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал долженбыть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количествоигрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольниковиспытал недостаток оборудования для игры.Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволитпланомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведениепрогулки.Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуютрадость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Крометого, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будетспособствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитыхили колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убратьвесь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать иперекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, атакже позволит обнаружить возможный мусор в песке.При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельностидошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение заобъектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят врасчистке участка от снега, осенью — листьев и т.д.ЗаключениеПрогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное времяи имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: впервую и во вторую половину дня. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большоезначение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступнымсредством закаливания детского организма. Она способствует повышению еговыносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особеннок простудным заболеваниям.На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ,кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различныепрепятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У нихвырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Вовремя пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений изнаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения ит. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем,будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогаютосуществлять задачи всестороннего развития детей.Список интернет-ресурсов:1. 2. 3.