Роль воспитателя сюжетно-ролевых играх детей 4-5 лет
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль воспитателя сюжетно-ролевых играх детей 4-5 лет
Автор: Федина Елена Игоревна
Роль сюжетно-ролевой игры в современном мире.Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, гаджеты). Современная жизнь вносит свои перемены. В последнее время отмечается снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их профессиями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. А если и знают, то не понимают кто это, Менеджер, маркетолог, оператор, консультант, программист, айтишники если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, учитель, врач, строитель и естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в подражание профессий, то теперь дети вынуждены свести все свои сюж-рол.игры к «семейному быту». Так как они реально видят его на практике и могут воплотить в игре. И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в семью и «дочки-матери». Таким образом, мы делаем вывод что на нас, воспитателей и на детский сад падает вся ответственность на развитие умений играть в сюжетно ролевые игры.Всем известно, что значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка очень велико. Исполняя ту или иную роль в игре, дошкольник учится говорить и договариваться, следовать правилам и принимать свои первые самостоятельные решения, переосмысливает все вокруг, формирует собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и взрослым. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Итак, из чего же состоит сюж-рол игра? Для начала выбирается то, во что мы будем играть и какой будет сюжет у игры. Здесь необходимо учитывать интересы детей, умеют ли они играть и создавать игровое пространство, также необходимо учитывать имеющиеся атрибуты (возможно понадобятся предметы – заместители или создание новых атрибутов. Например, нарезать и нарисовать денежки для магазина). Далее идет распределение ролей. Важный этап, так как есть роли главные и второстепенные. Важно, чтобы ребята умели договариваться, играем по очереди. Давай я буду мамой, а потом поменяемся. Далее начинается сама игра, которая зависит от возраста детей, от развития воображения, придумывания проблемных ситуаций и разрешения ее, могут понадобиться дополнительные игроки и ребята зовут в ролевую игру других игроков и предлагают ему роль (Например, автобус, там есть шофер, пассажиры, кондуктор. Но вдруг автобус проехал на красный свет и их останавливает полицейский. Необходимо пригласить в игру ребенка , который сыграет роль полицейского). Во время игры вырабатываются определенные правила самими же детьми, которые нельзя нарушать, а то игра не будет иметь продолжения. Ну и завершение игры. 8.Завершение игры. Анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала за инициативность и проявление фантазии. Надо сказать, что на пятом году жизни сюжетно-ролевые игры детей имеют своеобразный процесс и носят так сказать хаотичный характер. Всем хочется быть в главной роли, игровые действия не доводятся до конца, роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми, быстро вспыхивают и гаснут. Этот видимый хаос в игре закономерен для данного возраста и свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций В результате чего возникают недопонимания и игра сворачивается. Таким образом, мы понимаем, что в среднем возрасте детям еще необходима помощь взрослого. Но, помощь эта должна быть грамотной и продуманной.В любом случае педагог воздействует на игру косвенно или прямо. Роль педагога в сюжетно-ролевой игре очень важна и многогранна. Педагог выполняет несколько ключевых функций, которые помогают организовать процесс и содержание игры. Вот основные аспекты: 1. Наблюдатель- Контроль за процессом: Педагог наблюдает за тем, как дети играют, какие роли выбирают, как взаимодействуют между собой.Анализирует, как дети взаимодействуют в игре, решают ли конфликты, поддерживают ли друг друга. Если необходима поддержка не очень важной роли, то задача воспитателя придумать интересную сторону этой роли. 2. Поддерживающий участник- Вовлечение детей: Иногда педагог может включаться в игру, чтобы поддержать интерес детей, задавая вопросы и предлагать идеи для развития сюжета.- Стимулирование творчества: Педагог может подсказывать, как можно развить игру, добавляя новые элементы и персонажи.3. Наставник и советчик-это обучение новой сюж-рол игре. Воспитатель поможет детям разобраться в роли, предоставляет информацию о персонажах, профессиях или ситуациях, что обогащает игровую деятельность. Если возникают разногласия или конфликты среди детей, педагог помогает находить компромиссы и решать проблемы.4. Модератор- Структурирование игры: Педагог может предложить тематические идеи или сюжеты для игр, настраивая их под интересы детей. Обеспечивает необходимые материалы, пространство и атмосферу для игры, что способствует свободному творчеству и воображению. 5. Рефлексивный проводник- Обсуждение и анализ: После игры педагог может провести обсуждение, где дети поделятся своими впечатлениями и эмоциями. Это способствует развитию аналитического мышления. Педагог помогает детям осознать, чему они научились в процессе игры, как развивались их навыки взаимодействия и общения.В итоге, роль педагога в сюжетно-ролевых играх заключается в создании безопасной и поддерживающей среды, которая позволяет детям свободно выражать себя, развивать навыки общения и учиться взаимодействию друг с другом.Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать каждый раз более сложный, новый способ построения игры.Итак, какие же существуют виды сюж-рол.игр? Игры на темы литературных произведений, кино, мультфильмов: в «моряков» и «летчиков», в «Фиксиков», «Свинка Пеппа», «Три кота», «Барбоскины» (по содержанию мультфильмов), и т.д. Этот вид игры , как правило, характерен все-таки для старшего возраста или к концу среднего возраста, так как для развития своего сюжета, требует более развитого воображения, умения перевоплощаться в роли. Например, человек –паук спасает людей…здесь необходимо придумать вымышленный сюжет, какую-то опасность для человека.Надо отметить, что любая с-р игра требует интересного игрового пространства, современных атрибутов. Например, «В банке» - банкомат, на заправке – бензоколонки. Но, к сожалению, на это нет средств, или попросту нет времени для изготовления, нет места объёмным вещам или эти атрибуты должны быть мобильными и трансформирующимися.Таким образом, сюжетно-ролевые игры по-прежнему занимают важное место в жизни современного ребенка. Посредством игры дошкольник знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире, познает себя и окружающих. Активно играющий в детстве ребенок вырастет самостоятельным, инициативным и творческим человеком.