«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Автор: Каменнова Лидия Борисовна
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствомдидактической игры»Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка.Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.Значение сенсорного воспитания:- является основой для интеллектуального развития;- развивает наблюдательность;- является основой для развития воображения;- развивает внимание;-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;- влияет на расширение словарного запаса ребенка;- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.Именно поэтому сенсорное воспитание необходимо планомерно и систематически включать во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.Проблема развития сенсорных способностей детей раннего возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия.Таким образом, проблема сенсорного развития детей раннего возраста является актуальной в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.Цель: - формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр.Задачи:- использовать элементы сенсорного развития во всех видах деятельности;- формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);- развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.Методы и приёмы:- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова - стихов, загадок, считалок, песенок…)- Наглядные ( использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…)- Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….).- Игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом.Организация дидактических игр осуществляем в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.В подготовку к проведению дидактической игры входят:- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;- определение количества игроков;- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);- подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.Проведение дидактических игр включает:- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов обращаем внимание на то, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры.Для чувственного познания окружающего мира подбираем такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.Знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.Примеры дидактических игр:1. Игры для сенсорного развития:Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — закрепление качеств предметов (величина, форма, цвет).Каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др.