Эффективные способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные способы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.
Автор: Чекунова Алевтина Викторовна
Чекунова Алевтина Викторовна,
учитель английского языка
высшей квалификационной
категории МБОУ СШ № 9
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современный урок английского языка должен сочетать в себе различные аспекты. Учителю необходимо планировать урок, исходя из требований обновленных ФГОС начального и основного общего образования. Согласно новым требованиям, процесс образования предполагает преемственность и единство содержания предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях.
Требования ФГОС предполагают, что ученику следует быть всесторонне развитым. С учетом этого аспекта целесообразно приобрести навык функциональной грамотности. Что же предполагает этот термин?
Функциональная грамотность – это способность личности использовать знания и приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы сможем оказаться, тем большее количество различных навыков, нам потребуется, чтобы выйти из них с достоинством.
Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка -совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи. Содержание формирования функциональной грамотности на уроках английского языка:
овладение грамотной устной и письменной речью;
способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
умение самостоятельно формулировать проблему
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
креативное мышление;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность;
глобальные компетенции;
читательская грамотность.
Креативность– это применение знаний, умений в новой ситуации, для решения нестандартных проблем, в отличие от рутинного функционирования; способность генерировать совершенно новую, привлекательную и полезную мысль или идею; поиск и открытие новых комбинаций, связей для решений проблем.
Проанализировав задания из учебников Английский в фокусе (Spotlight) 5-9 классы, нашла примеры, как можно сформировать креативное мышление в функциональной грамотности на уроках английского языка. Эффективно использовать следующие инновационные приемы и методы по развитию критического мышления: Ромашка Блума ,"Толстые и тонкие" вопросы, Кластер, Фишбоун, Синквейн, Инсёрт, Диаграмма Венна.
На уроке английского языка мы стараемся сформировать, развить и совершенствовать такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, читательскую грамотность и креативное мышление. Важным моментом является и практическая направленность уроков.
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Важно соблюдать некоторые правила отбора текстов к заданиям на функциональное чтение: текст должен быть интересен, содержать неизвестную, но актуальную информацию. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, должен развивать кругозор. Незнакомые слова нужно выписать в сносках. Шрифт должен помогать легко читать текст, текст должен быть структурирован. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Задания по работе с текстом могут быть следующие:
Найти ответы на предложенные вопросы.
Подтвердить правильность или ложность утверждений.
Расставить предложения по порядку.
Выполнить задание на множественный выбор.
Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
Вставить подходящее по смыслу слово или предложение.
Прочитать отрывок и пересказать его.
Восполнить недостающую информацию.
С модернизацией современного общества уровень знаний иностранного языка стал выше. Этому способствует популяризация Интернета. Каждый человек имеет доступ не только к сайтам с грамматикой, но и может посмотреть фильм на английском с субтитрами или сможет пообщаться в режиме реального времени с носителем языка, используя социальные сети.
Работа с разными формами информации, умение выполнять различные учебно-познавательные задачи, учебно-практические навыки, умение переносить полученные знания в реальную жизнь - это источники формирования функциональной грамотности на уроках английского.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что английский язык является очень важным инструментом в становлении и развития функционально грамотной личности. Для развития международной и социальной коммуникации использование английского языка в речевой деятельности является основным фактором. На мой взгляд, в современном мире для человека необходимо иметь в своем запасе знание одного или нескольких иностранных языков.
Литература:
Ахаева Н.А.Функциональная грамотность на уроках английского языка. URL:http://образованиеврн.рф/?p=22727
Говорухина К.К. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. :URL
Муцаев И.Р. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. URL:
Пономарева Е.К. Что такое функциональная грамотность и как её оценивать//Образовательная система Школа 2100
Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного.- Просвещение, 2009
Говорухина К.К. /Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. Электронный ресурс:
Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. Электронный ресурс:
Ахаева Н. /Функциональная грамотность на уроках английского языка. Электронный ресурс:http://образованиеврн.рф/?p=22727