«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Автор: Ведищева Надежда Дмитриевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Консультация
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
Разработчик
Ведищева Надежда Дмитриевна
воспитатель
I квалификационной категории
В ходе проектной деятельности, решая проблему, ребёнок самостоятельно приобретает знания и умения необходимые ему в других видах деятельности. Целью проектной деятельности является развитие проектного мышления у детей. По доминирующему виду деятельности проекты можно разделить на творческие, исследовательские, информационные, практико – ориентированные и ролевые, но на практике чаще всего встречаются смешанные виды проектов.
Творческие проекты: формируют у детей умение планировать деятельность по созданию творческого продукта. Продуктом проектной деятельности может быть выставка, спектакль, концерт, газета, придуманная сказка, книжка.
В ходе реализации проекта:
перед детьми ставится проблемная ситуация;
предлагаются варианты решения проблемы;
определяется продукт проектной деятельности;
дети делятся на небольшие группы;
планируют план предстоящей деятельности;
создание творческого продукта;
презентация результатов деятельности;
рефлексия (что делали? для чего? какие трудности встретили на пути к достижению цели?).
Элементы творческих проектов можно использовать с детьми младшего возраста: Украсим ёлочку к Новому году, Снежная горка и т.д.
Информационные проекты: формируют у детей умение самостоятельно получать информацию из различных источников и делиться ею со сверстниками. Продуктом информационной проектной деятельности может быть доклад, журнал, мини-музей, выставка, книга.
В ходе реализации проекта:
перед детьми ставится проблемная ситуация;
предлагаются варианты решения проблемы;
определяются источники получения информации;
дети делятся на небольшие группы;
поиск информации;
презентация результатов деятельности;
рефлексия (что делали? для чего? рассказ о поиске информации).
Информационные проекты используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста: Космонавтика, Прадедушка-герой.
Исследовательские проекты: формируют у детей самостоятельность и познавательную активность. Продуктом проектной деятельности может быть схема, дневник с зарисовками экспериментов, модель.
В ходе реализации проекта:
перед детьми ставится проблемная ситуация;
предлагаются гипотезы;
исследование выдвинутых гипотез;
познавательно-исследовательская деятельность;
презентация результатов деятельности;
рефлексия (что делали? для чего? трудности, с которыми столкнулись).
Исследовательские проекты используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста: Огород на окошке, Значение света для растений.
Практико-ориентированные проекты: позволяют решить значимые для участников проекта социальные задачи. Продуктом проектной деятельности может быть алгоритм, рисунки детей, памятка и т.д.
В ходе реализации проекта:
перед детьми ставится практико-ориентированная проблемная ситуация;
предлагаются гипотезы для решения проблемы;
дети делятся на небольшие группы;
практическая деятельность;
презентация результатов деятельности;
рефлексия (что делали? для чего? трудности, с которыми столкнулись).
Элементы практико – ориентированных проектов можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста: Делаем для детей и вместе с детьми, Трудовой десант. Со старшими дошкольниками Автодром, Безопасный маршрут от дома до детского сада и т.д.
Ролевые проекты: позволяют ребёнку решить проблему через игру. Продуктом проектной деятельности является игра.
В ходе реализации проекта:
перед детьми ставится проблемная ситуация;
дети между собой распределяют роли;
игра;
презентация результатов деятельности;
рефлексия (что делали? для чего? трудности, с которыми столкнулись).
Ролевые проекты используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста: Мы репортёры.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Проблематизация: на данном этапе перед детьми ставится проблемная ситуация. Проблема должна быть интересна всем участникам проекта, а её решение по силам детям.
2 этап. Целеполагание: чтобы проект не превратился в прямое обучение, цель проекта должна быть по силам детям, они должны самостоятельно (или с небольшой помощью взрослых) достигнуть результата.
3 этап. Планирование: планирование предстоящей деятельности должно осуществляться самими детьми, поэтому для педагога очень важно научить детей планированию.
4 этап. Реализация плана: в результате реализации плана, появляется продукт проектной деятельности.
5 этап. Презентация: этот этап позволяет детям поделиться со сверстниками своими впечатлениями, знаниями и умениями, которые они получили во время реализации проекта.
6 этап. Рефлексия: на этом этапе дети анализируют свою деятельность, ошибки, которые они допустили, чему научились, трудности с которыми столкнулись во время проектной деятельности.