"Какой должна быть игрушка для детей раннего возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Какой должна быть игрушка для детей раннего возраста"
Автор: Нечеухина Светлана Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой областиКонсультация для родителей«КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИГРУШКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА?»РазработчикНечеухина Светлана Викторовнавоспитатель I квалификационной категорииДетские магазины сейчас предлагают массу игрушек. Большинство из них сложны в использовании или совсем непригодны для детей раннего возраста.Для детей 1-3 года жизни приходят игрушки, с помощью которых ребенок начинает производить первые соотносящие, функциональные действия. Это пирамидки, кубики, крупные конструкторы, машинки, неваляшки, игрушки, детали которых приходят в движение от их перемещения по поверхности, музыкальные инструменты и игрушки издающие звук, куклы с чёткими «чертами лица», формочки, мячи, банки или миски с шариками и т.д. Чтобы у ребенка сохранялся эффект новизны и развивающий потенциал к игрушке нужно её менять каждую неделю: делитесь игрушками с друзьями, соседями и т.д., убирайте игрушку, а потом через месяц доставайте. Конечно игрушек не должно быть много: большое количество нивелирует ценность каждой конкретной игрушки и превращает её не в средство игры и партнёра по жизни, а в имущество, товар.Развивающие занятия для малышей от 1 года до 3 лет возможно проводить, как только ребенок уже начинает сидеть самостоятельно, в течение 5-7 минут, в удобное время, когда ребенок бодрствует. При выборе игрушки для ребенка обращаем внимание на:
  • безопасность;
  • внешний вид;
  • соответствие возрасту;
  • многофункциональность.
  • Безопасность и внешний вид игрушки:
  • Детские игрушки должны иметь гигиенический сертификат, - это означает, что материалы и краски, использованные при изготовлении игрушки, безопасны для ребенка.
  • Распаковав игрушку, надо сразу выбросить упаковку, чтобы ребенок не играл с ней: он может надеть на голову упаковочный пакет и задохнуться;
  • Привлекательность игрушки: яркие краски, звучание, выразительность образа;
  • Игрушка не должна иметь мелкие детали, которые ребенок может проглотить или засунуть в нос или ухо. Размеры кубиков, шариков и других мелких игрушек не должны быть меньше 4 см;
  • У игрушки не должно быть острых углов и шероховатостей, которые могут поранить малыша;
  • Игрушка должна быть прочной;
  • Нельзя покупать игрушки с длинными шнурами (более 20 см), либо их надо сразу отрезать;
  • Если ребенок любит кидать различные предметы, лучше выбрать мягкие или резиновые игрушки.
  • Соответствие задачам возраста, быть развивающей:В период раннего детства одной из психологических задач возраста является сенсорное развитие через овладение ребенком умением выделять основные признаки предмета (цвет, форму, размер и др.). Это возможно через развитие у него орудийно-соотносящих действий с предметами, выполнение которых требует выделения необходимых признаков предметов.Возможности и многофункциональность игрушки:Например, обычная пирамидка:
  • легкость выполнения действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень).
  • количество колец: 3-4 кольца для ребенка возрастом 2 года, 4-5 колец для детей в 3-4 года.
  • цвет колец: сначало основные цвета спектра - это красный, желтый, синий, зеленый, далее дополняются цветами радуги (еще голубой, фиолетовый, оранжевый).
  • размер колец отличаться друг от друга, если мы собираем пирамиду с учетом размера.
  • По такому же принципу обстоит дело и с другими дидактическими игрушками соотносящие действия и развивающие мышление: пирамидки-стаканчики, вкладыши, матрешки, сортеры («коробки форм»), при выборе этих игрушек, обращаем внимание на количество деталей (3-4 детали в 2 года, 4-5 детали в 3-4 года), на форму деталей (самые первые формы это круг, квадрат и треугольник) и на цвет деталей (основные цвета). Например, при выборе матрешки для ребенка возрастом 2 года стоит отдавать предпочтение матрешкам-сказкам (курочка Ряба, Три медведя) где деталей не будет больше 4, или можно взять большую однотипную матрешку и от туда выбрать 3-4 детали небольшого размера, которые ребенку несложно взять в руку.Многофункциональность таких игрушек будет заключаться в сортировке деталей не только по цвету, но и по форме, размеру (большой- маленький), количеству (один-много), а для образных деталей и по названию.С такими матрешками можно показать ребенку театр и рассказать сказку, а с вкладышами - связать детали с образом объемной игрушки. Такие физические характеристики, как размер и вес игрушки, так же могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.Конечно все дети разные и одни дети осваивают навыки игры с дидактической игрушкой быстрее других, а другие медленне нормотипичных, поэтому при подборе игрушки нужно отталкиваться не только от фактического возраста ребенка, но и от его способностей и интересов!На втором году ребенок овладевает орудийными действиями. В этом ему помогут игрушки-орудия: совочки, лопатки, ведерки, ложечки и тарелки, различные емкости, лейки, молоточки и колышки для забивания, сачки и удочки для вылавливания игрушек, щеточки, губки, тряпочки, расчески и т.д.Необходимо организовать специальные игры с предметами (катать, бросать, вынимать, прятать, перекладывать, отворачивать, выковыривать, используя всю кисть, только пальцы, один или два пальчика), и материалами (рвать, сминать, переливать и пересыпать). Процессуальная игра – это действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых, ребёнок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия и ситуации.С помощью расчески ребенок учится расчесывать кукле волосы, игрушечной ванночки - купать игрушку, ложки с тарелочкой – кормить, кроватки – укладывать игрушку спать и т.д. Большинство игр этого периода детства сопровождаются речью взрослого или детскими стишками. Простые колыбельные песни, присказки, детские стихи особо подчеркивают ритмическую сторону речи, поэтому они так нравятся детям.Дидактические игры с игрушками:Игра «Найди, покажи игрушку».Вариант 1. Перед ребенком раскладываем игрушки (например, мячик, пирамидка, кукла, машинка). Просим ребенка, поднять и показать игрушку по слову взрослого, показать где еще находятся подобные игрушки. (Покажи мне мячик…, где еще лежат куклы?)Просим ребенка назвать игрушку, на которую показывает взрослый.Вариант 2. Перед ребенком раскладываем карточки (количество карточек в зависимости от возраста ребенка, 4 элемента в 2 года). Показываем объемную игрушку-предмет и просим ребенка показать и назвать карточку с изображением игрушки.Игра «Какой игрушки не стало?».Перед ребенком раскладываем игрушки. Просим ребенка закрыть глаза (отвернуться), убираем одну игрушку. Просим ребенка назвать (показать) чего не стало.Игра «Мой-моя».Перед ребенком раскладываем игрушки. Просим ребенка, показать игрушку по слову. Называем «мяч чей?», совместно с ребенком проговариваем – мой. Аналогично используем другие игрушки. (Моя кукла, моя машинка, мой мишка, мой самолет)Игра «Игрушки: большие и маленькие».Вариант 1. Перед ребенком раскладываем пару мячей: большой мяч – маленький мяч. Просим ребенка, поднять и показать большой (маленький) мяч по слову взрослого. (большая и маленькая кукла, машинка и т.д.)Вариант 2. Просим ребенка, показать, где мяч, а где мячик. Просим ребенка, показать, где машина, а где машинка. Игра «Что везет грузовик?».Положим в грузовик машины игрушку (мишку, кубики, мячик) и прокатываем грузовик за веревочку. Спрашиваем ребенка, что привез грузовик? (Грузовик привез мишку) Аналогично, когда ребенок сам играет с грузовиком (Что везет грузовик?)Игра «Разложи игрушки по цвету».Вариант 1. Ребенку показывают шарики, кубики, конструктор и т.д. основных цветов. Взрослый просит положить шарик в коробочку (баночку, ведерко, поднос, обруч и т.д.) соответствующего цвета. (Желтый шарик я кладу в коробочку желтого цвета.)Вариант 2. Перед ребенком выкладываем силуэты с изображением мячей, кубиков, машин основных цветов. (вырезанных из цветного картона) Просим разложить карточки похожие с похожими (по цвету). Игра «Один-много, много-много».Вариант 1. Раскладываем игрушки группируя их: много машинок, много кубиков. Просим ребенка ответить сколько машин? Сколько кубиков? (Много машин и много кубиков.)Вариант 2. Грузовик везет один или несколько кубиков. Сколько грузовик везет кубиков? Грузовик везет много кубиков/ грузовик везет один мячик.Вариант 3. Перед ребенком слева выкладываем карточку с изображением одного мяча, справа несколько карточек с изображением мячей. Просим показать, где один мяч, где много мячей. Аналогично используем другие карточки (кубики, машины). Аналогично игра и с самими игрушками.Игра «Собери пирамиду».Вариант 1. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением трех колец пирамидки. Просим собрать пирамидку из соответствующих колец.Вариант 2. Перед ребенком выкладываем карточку с изображением пирамидки. Просим показать, какие кольца будут нужны, чтобы собрать пирамидку.Игра «Башня».Перед ребенком выкладываем карточку с изображением башни из 4 элементов (башня вся красная/зеленая, чередование красного и зеленого цвета, башня четырехцветная). Просим построить башню из кубиков по примеру изображенной на карточке.