«Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников»
Автор: Прусс Ирина Алексеевна

 «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников».Нравственные отношения, которые складываются между людьми в процессе широкой демократизации, указывают на то, что главное внимание общества должно направляться на повышение сознательности людей на основе усвоения ими общечеловеческих норм нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, и новых подходов к организации нравственного воспитания детей и, конечно же, разработки его нового содержания в детском саду.Очевидно, что одним из таких новых подходов формированию личности ребенка является забота о его систематическом нравственном воспитании в течение всего периода дошкольного возраста.Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.Важная грань в воспитании развития личности – нравственное воспитание. Оно строится на выработке представлений о отношении к себе, к другим уважая традиции, обычаи индивидуальные особенности человека с уровнем проявления основных нравственных норм.Сказка, являясь произведением фольклора, несет в себе богатый духовный заряд. И. А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния»Воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Ребенку можно просто рассказать сказку, комментируя важные в воспитательном отношении идеи. Можно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями. Последние, помогает ребенку войти в мир человеческого общения. Такие нравственные категории, как «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно и нельзя», целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказки помогут показать:Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед («Волк и семеро козлят»).Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным, зло наказуемо («Заюшкина избушка»).Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижения друг друга способствует:Театрализованная постановка музыкальных сказок. (например ,«У лукоморья дуб зеленый..» позволяет не только познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, но и дает представление о красивой напевной русской речи, русском костюме, бытовой утвари, русской народной мелодии).Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка. В детском фольклоре есть жанры, которые на протяжении многих веков не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Так в пословицах и поговорках русского народа сконцентрирована его мудрость. В них определены нравственные нормы, поэтическая же форма помогает глубже освоить эти нормы, а также культуру и традиции народа. Обращенные к детям, пословицы и поговорки могут открыть им эти нормы. Например, если употреблять пословицу «Поспешишь – людей насмешишь» в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства, скрытый в пословице смысл становится для ребенка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло».     Одна из поставленных мною задач не просто познакомить детей с новыми пословицами, но и научить их правильно произносить, запоминать эти пословицы, чтобы потом использовать в своей речи.        Понять и запомнить пословицы и поговорки помогают следующие приемы:
  • чтение пословиц по заявкам детей;
  • предлагается определить, все ли пословицы на заданную тему.
  •  Лучшему усвоению содержания пословиц и запоминанию детьми способствуют следующие приемы:
  • рассматривание иллюстраций;
  • словесные зарисовки.
  • вопросы, побуждающие ребенка припомнить отдельные факты, сопоставить их. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность, а главное, поддерживает устойчивый интерес к пословицам и поговоркам.
  •        Следует проводить индивидуальную работу, используя разнообразные игры, например, «Я, начну, а ты продолжишь».        Работа с пословицами дает возможность детям увидеть, насколько богаты и разнообразны они, как широко охватывают все стороны жизни, понять, что считал народ мудрым и справедливым и на что надеялся. Так при знакомстве с цифровым обозначением в познавательно-исследовательской деятельности, я использую раскраски пословицы в числах, например,: «Семеро одного не ждут» или «Один в поле- не воин».        В воспитательной работе я использую только те пословицы и поговорки, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.Фундамент психофизического благополучия ребенка закладывается в ранние годы. Общепризнано: дошкольный возраст обладает сензитивностью, то есть благодатной восприимчивостью. Наряду с поиском современных моделей воспитания не нужно забывать и об устном народном творчестве    В результате проделанной мной работы я смогла убедиться в том, что фольклорные произведения занимают особое место в жизни ребенка.    Это ещё раз служит подтверждением того, что в процессе нравственного развития дошкольника целесообразно и эффективно использование устного народного творчества. В связи с этим необходимость включения фольклорных произведений в жизнь дошкольника приобретает особое значение.        Приобщение детей к русской народной культуре является средством формирования у них нравственных чувств и развития духовности. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко без особого труда, порой интуитивно осваивает его.                                   Красота родного края, открывающая благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,в которых воплощается Родина.                                                                                          В. Сухомлинский