Русский песенный фольклор как естественная система сохранения человеческой личности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский песенный фольклор как естественная система сохранения человеческой личности
Автор: Крысина Марина Евгеньевна
Русский песенный фольклор как естественная системасохранения целостности человеческой личности. Обновление школы в рамках ФГОС второго поколения открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Включаясь в процесс «абсолютного новаторства», современная образовательная система, определяет приоритетные цели и задачи процесса формирования личности обучающегося. Вскрывая проблемы и основные противоречия вхождения юношества непосредственно в трудовую жизнь общества, она отодвигает на второй план, а в перспективе до 2020 года и вовсе лишает будущего выпускника школы воспитывающей роли искусства, его развивающих возможностей в духовно-нравственном становлении нового поколения. Сейчас речь идёт о старшей ступени обучения. Но кто знает, что будет дальше???Исторический опыт любого народа показывает, что длительный разрыв процессов образования и культуры всегда негативно сказывался на эстетическом и нравственном воспитании детей и подростков, на приобщении школьников к художественной культуре общества. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьёзно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную среду – не только в качестве зрителей и слушателей, но и в качестве активных участников художественного творчества. Та же история нам доказывает, что восстановлению духовной культуры России путём целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд оптимизма. Отдавая должное классике и её влиянию на формирование личности, я, тем не менее, считаю, что основой при формировании нравственности и эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого юного возраста, с колыбели, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры, источником и фундаментом которых является фольклор.Дошедшие до нас из глубины веков крупицы народной мудрости, заключенные в понятии фольклора, неотделимы от культуры всего народа и являются компонентами той единой «личности», которая в те времена еще не знала разделения. Идея соборности на Руси всегда представлялась почти мистической и в то же время естественно присущей русскому народу. Зачем достигать подобного единения? Технократному обществу, разделившему «алгеброй гармонию», требуется известное усилие для того, чтобы осознать, чем и как формируется цельная личность и единая, целостная картина мира. Осознание невозможности её формирования без развития духовной сферы, одним из пластов которой является народная культура конкретного этноса или общечеловеческие ценности, оказывается очевидной для любого здравомыслящего человека, серьезно подходящего к этой проблеме.В народной системе культурно-художественной социализации ребёнка большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно-ценным знаниям и навыкам. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьёй в состоянии создать эффективную систему вхождения учащихся в мир народной культуры. Нуждаемся ли мы сегодня в песне? Я сейчас веду речь не о песне внешней, а о песне внутренней... А внутри всё поёт только при условии абсолютного счастья, счастья сейчас, в данную минуту, в данную секунду!!! Мы так ждём счастья, так стремимся к нему… так почему же оно, подобно миражу, ускользает от нас? Может быть, это происходит потому, что человек что-то разрушает, а не созидает? А сокрушая в мире, ломает нечто важное невосполнимое в себе самом?Как же достичь своей цели (синонима счастья) без разрушений? Человеческий опыт показывает, что в браздах правления разума и рационального начала счастье имеет привычку испаряться… Существует ли система, позволяющая «наладить» отношения человеческой личности с окружающим миром на платформе гармонии, опираясь не на разум, а на открытие своего сердца? По моему мнению, такой системой может быть назван традиционный русский песенный фольклор. Именно фольклор может и должен стать альтернативой увлечению детей и молодёжи масскультурой. Ведь наполняя ума и сердца детей и юношества с малолетства высокохудожественными образцами песенного фольклора, мы как бы «закрываем» вакуум эстетического и нравственного воспитания, который немедленно заполняется всякими низкопробными подделками под искусство, распространяемыми через средства массовой информации. А противодействовать этому сможет только личность, обладающая устойчивыми художественно- нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной традиционной школы.Соединяя в себе четыре ипостаси – обучение, воспитание, развитие и психотерапевтирование, русский песенный фольклор обращается к тем сокрытым от сознания глубинам, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования. Важно то, что этноисторический процесс и этнопсихологические данные русского народа создают такие условия, при которых фольклор постоянно демонстрирует единство музыкальной, вокальной, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих. На примере песенного фольклора создан уникальный пример целостного мировоззрения и мироощущения, которое, будучи принятым душою человека, оказывает на нее самое благотворное влияние, обеспечивая, сохраняя или выстраивая ее целостность.Сейчас серьезно стоит проблема потери физического и психического здоровья нашими детьми уже в раннем возрасте (наследственность, проблемы в семье, травмирующая система образования, напряжение в обществе, экология и другие причины). Каждый невольно захочет найти выход из создавшейся катастрофической ситуации.Весьма вероятно, что существует, с одной стороны, созданная обществом искусственная система коррекции нарушений, а с другой — доставшаяся нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой. Речь идет об использовании различных аспектов искусства, благодатно сливающихся в одну живительную струю песенного фольклора, с целью излечения недугов душевных или для расширения границ самопознания. Этим напрямую вот уже почти сорок лет занимается такое направление, как арттерапия.В последнее время в арт-терапевтической среде стал особенно популярным так называемый интегративный подход в терапии, когда для саморазвития и познания секретов собственной личности или во имя достижения конкретно поставленных психотерапевтических целей используются изобразительное искусство, театр, танец и музыка вместе.В данной сфере имеет место поиск путей интеграции и приемов, соединяющих все направления, в то время как в русском песенном фольклоре эта интеграция присутствует изначально. В песнях все это настолько органично переплелось, что смысл слова «интегративный» представляется неким внешним вектором, тогда как сама суть фольклора уже представлена единством изнутри. Нам остается только проникнуть внутрь.Соединены ли мы танцем или общей мелодией, раскладом на голоса или сюжетом песни, прикосновениями в хороводе или только взглядами — мы составляем одно, движущееся и развивающееся тело. На какой-то отрезок времени теряются, растворяются (в смысле — раскрываются) границы каждого отдельного государства — человеческой души — и происходит устремление навстречу.Справа и слева тебя поддержат голосом, рукою, вовлечением в движение, не дадут выпасть из общего ритма или оценят выпадение из него новыми ходами и звуковыми красками, которые тебе захочется привнести в общий узор. Взаимодействие и взаимоподдержка во время подготовки к разучиванию, при разучивании и исполнения образцов песенного фольклора позволяют выработать уверенность в себе за счет негласных позитивных оценок деятельности каждого поющего учителем и другими учащимися. Постепенно эти приобретения закрепляются и на физическом уровне.Таким образом, важность физических привычек определяется тем результатом, по которому впоследствии можно проводить диагностику. Она, в свою очередь, демонстрирует и качественное продвижение в освоении песенного фольклора, и приобретение (на фоне свободных «дыхательно-звуко-личностных» отношений) новых умений социального плана: дети уже не видят проблем в том, чтобы учить других. Взаимная поддержка, приобретение уверенности в себе, самораскрытие и возрастающая адекватная самооценка — все психотерапевтические элементы органично вписываются в структуру песенной культуры русского народа. Сказать, что пение само по себе преображает человека, —- значит ничего не сказать. Нам песня представляется некой лабораторией, в стенах которой имеется все необходимое для каждого из нас.Наряду с проработкой отдельных состояний, я уверена, что при работе с песенным фольклором происходит и коррекция отдельных черт личности человека, сопряженных с нежелательными для социума явлениями. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, нарушают его ритм, что не может сказываться положительно и на всем самочувствии человека. Сюда же вовлекается и тот, кого втягивают в скандал. Блокировка эмоциональных каналов, приводящая к формированию «брони характера», торможение чувств заставляет человека бояться их любых проявлений. Если мы вынуждены что- то скрывать, мы постоянно помним об этом и тревожимся из-за того, чтобы тайное не стало явным. Когда мы ожидаем нападения или другой неприятности, мы реально или виртуально сжимаемся в комок, стараясь занять как можно меньше места в пространстве, чтобы не так сильно пострадать. Защитные реакции, если такое ожидание затягивается, начинают работать против нас.Состояние единения, характерное для русского фольклора, выполнения упражнений, подсказанных самой жизнью, эффективные эмоциональные сбросы, которые происходят при освобождении энергии прежнего несогласия, оказывают самое качественное действие на тело и душу, которое только можно представить. Покричать вволю, поплакать, высказаться, чтобы отболело...Таким образом, работая с голосом, можно научиться делать эмоциональные сбросы и расслабляться в реальной жизни.Благотворное влияние совместного творчества и индивидуальной работы на каждого ученика в процессе пения обычно очевидно и проявляется такой большой радостью, что это состояние души придает яркую окраску каждому дню и каждому часу в нём. А всё это благодаря тому, что я звучу свободно и счастливо!!! На протяжении этой статьи я уже под разными углами освещала основную цель занятий русским песенным фольклором. Определяется она одним словом — «любовь». Любовь к людям, историческому прошлому, к себе, к природе, к слову, к жизни. Наличие и проявление любви — главный показатель того, что человек живет полной жизнью, поскольку любовь обретает жилище в сердце. Если человек любит, сердце его открыто. Открыть сердце ребёнка мало, его надо развить. Ведь эффект, производимый пением, зависит от глубины чувств поющего. Как бы искусно не был развит голос, он никогда не передаст чувство, изящество и красоту, пока сердце также не будет развито. Но мы занимаемся развитием своего сердца, научением его любви практически всю сознательную жизнь. Всегда ли правильно мы это делаем? Есть один способ проверить: если, сколько бы вам ни было лет и каким бы голосом вы ни обладали, вы продолжаете петь просто так, оттого, что поется, значит, ваше сердце еще трепещет, отзывается на призыв любить.Показатель успешности обучения песенному фольклору - это не количество выученных песен, а скорее умение с ходу, не зная мелодии и текста, «входить» в песню, принимая ритм как биение ее сердца, размер строки как характер, чувствуя ее эмоциональный рисунок.Когда звучит народная песня, дети без всякого напряжения выстраиваются в новое «мироздание», сами определяют в нем свое место и ищут пути к созвучию. Это учит их по аналогии поступать и в жизни, не отвергая никого, звучащего рядом, не возвышая и не унижая себя, — жить ради уже существующей и звучащей гармонии, радуясь любым ее проявлениям.Сегодня, как никогда, назрела необходимость использовать вековой опыт наших предков для оздоровления народа, начиная с детей и заканчивая стариками. Человек придет и уйдет. Песня останется. Она была до нас, будет и после, чтобы наполнять сосуды тела, души и духа тех, кто откроет свое сердце, принимая в него мудрость и возвращая миру любовь.Я глубоко убеждена, что обращение к фольклору как целостному художественно-творческому организму – источнику результативного подхода к решению проблемы формирования гармонически развитой личности, использование огромного потенциала народной педагогики является основой духовного возрождения и подъёма культуры русского народа, воспитания творческой личности, обладающей художественным вкусом и открытой душой.Список использованной литературыАндреев А. Очерки русской этнопсихологии. СПб.: Тропа Троянова, 2000. Цъюхерст-Мэддок О. Целительный звук / Пер. с англ. В. Козлова. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с англ. С. Коледа. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. Назарова Л. Д. Введение в песенный фольклор. Орел: Ключик, 2000. Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб: Речь, 2002. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. М.: Сфера, 1997. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах/ Науч. ред. М.Т. Картавцева. М.: МГИК, 1994.Шушарджан С. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. М.: Восток-Запад: синтез, 1994.