"Народно-сценический танец""


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народно-сценический танец""
Автор: Поляков Виктор Викторович

МКУ ДО ‘’Ольховатская ДШИ’’ План-конспектоткрытого урока по предмету: ародно – сценический танец’’ концертмейстера культуры Полякова Виктора ВикторовичаПреподаватель: Яковенко Юлия АлексеевнаКонцертмейстер: Поляков Виктор ВикторовичПродолжительность урока: 45 минут.Тип урока: учебно-практический.Тема урока: ‘’Народно – сценический танец в группе 6 года обучения’’Актуальность урока: Высокая выразительность и эмоциональность народного танца оказывают положительное влияние на психическое и физическое самочувствие учащихся. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность обучающихся в себе, их коммуникативную активность.Цель урока: Проверка и закрепление знаний и исполнительских умений и навыков по усвоению движений народно – сценического танца.Задачи урока (хореограф): - отработка базовых движений народных танцев, закрепление и отработка движений экзерсиса у станка. Добиться точного музыкального и выразительного исполнения выученных комбинаций, этюдов и танцев.Задачи урока (концертмейстер):1.Развитие музыкального восприятия метроритма;2.Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;3.Развитие умения согласовывать характер движения с характером музыки;4.Развитие воображения, художественно-творческих способностей обучающихся;5.Повышение интереса учащихся к музыке, посредством исполнения музыкального материала.6.Расширение музыкального кругозора учащихся.7.Воспитание артистичности, музыкальности исполнения, чувства ритма в народном танце.8.Развитие эмоционального восприятия. Обучающие:1. Закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих уроках.2. Совершенствовать исполнение элементов народного танца: вращения, дробные выстукивания и т.д.Развивающие:1. Развивать физические данные: суставно-связочный аппарат, пластичность, силу мышц и натянутость ноги, выворотность ног.2. Развивать эмоциональную выразительность в исполнении движений народного танца.Воспитательные:
  • Воспитывать устойчивый интерес к народно-сценическому танцу.
  • Формировать навыки коллективной творческой деятельности.
  • Укреплять здоровье и физическое развитие учащихся.
  • Методы обучения: Наглядный (практический показ) Словесный (объяснение, беседа) Метод контроля и самоконтроля.Педагогические технологии: Здоровье сберегающая технология Личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом.Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятии: следующие рубрики: Библиотека (ноты) Музыка (музыка для экзерсиса, народный танец) следующие материалы: Методика Танцевальные упражнения Танцевальные этюды Музыка для танцев Конспекты занятийФорма учебного занятия: Общественный смотр знаний, умений и навыков учащихся на открытом уроке.Межпредметные связи:- гимнастика;- подготовка концертных номеров;- слушание музыки.Технические средства, оборудование и материалы: - хореографический зал, нотный материал, учебные пособия, платочки, магнитофон, музыкальный инструмент (баян), ноутбук, сценическая обувь.Требования к знаниям учащихся по итогам урока:- выполнять танцевально-тренировочные упражнения, включённые в урок;-иметь представление о характере и манере исполнения движений, комбинаций, включённых в урок;- владеть методикой исполнения упражнений народно-сценического танца у станка и на середине;- знать правила грамотного исполнения вращений и дробей;- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении танцевального материала;- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.Предполагаемый результат: Учащиеся умеют анализировать и синтезировать музыкальные произведения. У них сформировано умение передать музыкальный образ с помощью основных средств танцевальной выразительности. Ученики свободно и правильно владеют движениями, стремятся к слаженному ансамблю с концертмейстером. ПЛАН УРОКАВВОДНАЯ часть урока (5 мин.): Вход учащихся в танцевальный зал под музыкальное сопровождение. Организационный момент. Объяснение. Технические сведения.Задачи для учеников: Самостоятельно и грамотно выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала, координируя их с движениями рук и головы. Уметь выполнять движения осознанно, а не механически. Выразительно и в характере исполнять комбинации, этюды по народно –сценическому танцу и всему танцевальному материалу. Уметь давать адекватную оценку и самооценку своему исполнительскому мастерству.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть урока (5 мин.): Поклон. Разминка по кругу (различные виды шагов и бега).ОСНОВНАЯ часть урока (30 мин.): Экзерсис у станка.Повторение изученных движений, комбинаций, танцевальных этюдов и танцев. Вращения по диагонали.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть урока (5 мин.): Основное построение учащихся для выхода из зала. Поклон. Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение. Подведение итогов урока. КОНСПЕКТ УРОКАВВОДНАЯ часть урока (5 мин.): Вход учащихся в танцевальный зал под музыкальное сопровождение. Учащиеся выстраиваются в четыре линии. Музыкальное сопровождение - музыка из репертуара Ансамбля народной песни и танца ‘’ Воронежские девчата’’ (м/р 4/4).Вступительное слово: - О разнообразии народных танцев, их различии по характеру и манере исполнения образно писал Н.В. Гоголь: ‘’Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, русский – не так как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. У одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного наряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный’’. Организационный момент (обозначение темы и цели урока). ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть урока (5 мин.): Поклон. Разминка по кругу ( различные виды шагов и бега).ОСНОВНАЯ часть урока (30 мин.):1. Экзерсис у станка:1) Комбинация на разогрев стопы (в характере русского танца – музыка из кинофильма ‘’Любовь и голуби’’).2) Grand battement jete (комбинация).3) Plie (комбинация).4) Battement tendu (комбинация в характере татарского танца).5) Battement tendu jete (комбинация).6) Battement tendu jete (комбинация в характере итальянского танца).7) Rond de jambe parterre – круговые движения ногой по полу с «восьмѐркой» (комбинация).8) Каблучный battement приѐмом battement developpes (комбинация в характере русского танца).9) Подготовка к «верѐвочке» с прыжком и «верѐвочка» (комбинация).10) Дробные выстукивания (комбинация).11) Battement fondus (комбинация в характере украинского танца).12) Battement developpes (комбинация в характере венгерского танца»).13) Grand battement jete с balansuar (комбинация в характере венгерского танца).14) Флик – фляк (комбинация в характере цыганского танца).3. Середина зала:1) «Верѐвочка» (комбинация в характере русского танца).2) Дробные выстукивания (комбинация в характере русского танца).3) Комбинация на хлопушки (в характере русского танца).4) Дробные выстукивания (комбинация в характере русского танца, «Тимоня»).5) Комбинация на хлопушки (в характере русского танца).6) Простой «ключ».7) Двойной «ключ».8) Простой «ключ» в повороте.9) Двойной «ключ» в повороте.2. Вращения.С диагонали:1) Шаги в повороте.2) Бег в повороте.3) Шэнэ.4) «Блинчик».5) «Моталочка» с «ковырялочкой» и шэнэ.6) «Двойная дробь» в повороте. 7) Вращение по 6 – ой позиции ног.8) Обертас.9) Вращение ноги подогнуты под себяЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть урока: Основное построение учащихся для выхода из зала. Подведение итогов урока. Поклон учащихся и выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (музыка из репертуара Ансамбля народной песни и танца ‘’ Воронежские девчата’’ (м/р 4/4).В основе всего урока с учащимися положена здоровье сберегающая технология, а также личностно – ориентированная технология с дифференцированным подходом.Всего: 45 минут. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА При подготовке к уроку необходимо учитывать: объём материала, степень его сложности, особенности группы учащихся. При составлении плана урока следует: - определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;- составить комбинации для совершенствования накопленных знаний;- определить музыкальный материал для каждой части урока. При проведении урока народно-сценического танца важно:- целесообразно выдерживать структуру урока в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа урока, живость подачи материала, деловую атмосферу;- объяснять учащимся назначение упражнения и правила его исполнения;- равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего урока;- чередовать работу различных групп мышц; - развивать внимание учащихся и осознанный контроль над работой мышц; - воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Требования к музыкальному оформлению урока Музыка на уроке народно-сценического танца - важнейший фактор эстетического и художественного воспитания учащихся. Принципы музыкального оформления урока:- соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю; - подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;- проведение предварительной работы педагога с музыкальным материалом;- подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);- использование на уроке народно-сценического танца фонограмм: требования к их звучанию;- воспитание музыкального вкуса учащегося, развитие музыкальной культуры. Список использованной литературы1. Бочкарева, Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006.2. Богданов Г.Ф. Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012.3. Российский этнографический музей [Электронный ресурс] Режим доступа: .4. Матвеев, В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. (Учебники для вузов. Специальная литература) – СПб: Планета музыки, Лань, 20105. Русский народный танец [Электронный ресурс] Режим доступа: www.yourinternetportal.ru.6. Движения в русском народном танце [Электронный ресурс] Режим доступа: 7. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально - поэтические особенности. — М.: Музыка, 2007.8. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.9. Основные принципы изучения и разработки хореографического фольклора. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР), 1989.10. Богданов Г. Урок русского народного танца. / Г. Богданов. – М., 1995. –11. Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией. . – М., ВЦХТ (« Я вхожу в мир искусства»), 2009. 12. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. / К.Я. Голейзовский. – М.,1964. 13. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.15. Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994.