«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»
Автор: Щадных Татьяна Анатольевна
Выступление на педагогическом совете (опыт работы по теме)Щадных Татьяна Анатольевнаучитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»Слайд 1 Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом.Слайд 2Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка.Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Слайд 3Не зря у китайцев есть пословица:«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь».В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную деятельность.Не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена ещё и биологически. Всякий ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения и могут быть реализованы именно через проектную деятельность.Слайд 4 В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.А для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Слайд 5В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:- исследовательские, информационные, практические, игровые, творческие;Слайд 6- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;Слайд 7-по месту проведения: урочные, внеурочные;Слайд 8-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)Слайд 9- по продолжительности Краткосрочные (1-2 урока), Средней продолжительности (в течение недели, месяца)Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти)Слайд 10Каковы же принципы организации проектной деятельности?• Проект должен быть посильным.•Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.• Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной формеПри организации проектной деятельности в начальной школе учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста. При работе над проектом учителю надо учесть, что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству. Для этого я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД. Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя: Слайд 11• Выбери тему исследования• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы• Сделай выводы• Оформи результаты своей работы• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.Слайд 12Ожидаемые результатыповышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.Слайд13Учебный комплект, дидактический материал и другие пособия, по которым работают учителя начальных классов нашей школы, отвечают требованиям нового стандарта.Речь идёт об УМК «Школа России». Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Учебный материал интересен для понимания, т.к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции с другими предметами. Во –вторых в данномУМК заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу.На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. С первого класса дети учатся делать творческие проекты.Слайд14На данном слайде показано количество проектов по учебным предметам за весь курс начальной школы. Рассмотрим некоторые страницы учебников.Слайд 151. «Окружающий мир» С первым проектом наши ученики знакомятся на уроках окружающего мира. Проекты на страницах всех учебников находятся в разделе «Наши проекты»Очень интересным проектом в данном учебном курсе был проект «Домашние питомцы». Беспалов Никита оформил работу небольшим видеороликом. Слайд 16Слайд 17Проект « Школа кулинаров» (3кл.) прошла в виде представления и последующей дегустации приготовленных блюд.Благодаря проектной деятельности, дети больше узнают дополнительной информации, на которую на уроке не хватает времени. Это проекты «Откуда пришла береста», «Путешествие по городам России», «Путешествие по странам», «Красная книга», «Тайна моего имени» и многие другие.( показать)Все проекты по окр. миру нацелены не только на расширение кругозора уч-ся, но красной нитью проходит гражданско-патриотическое воспитание. Уже вI учебной четверти 1 класса учащимся предлагается выполнить проект «Моя малая Родина». (показать)В ходе выполнения данного проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:-фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;-находить в семейном альбоме соответствующий материал;- составлять устный рассказ;-выступать с подготовленным сообщением опираясь на фотографии;-оцеивать результаты собственного труда и труда товарищей.3 класс проект «Музей путешествий» (показать Афанасьева, Горностаев).4 класс «Они защищали Родину» ( показать Лорткипанидзе) Проекта Жилина Андрея участвовал во втором муниципальном –конкурсе-проекте «Курские богатыри-воины Великой Победы- наш Бессмертный полк» , где получил диплом 2 степени .Слайд 182. «Литературное чтение»Интересным для детей оказался проект «Живая азбука», который является завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребёнок выбрал букву русского алфавита. Кто-то для выбранной буквы подбирал загадки, стихи.( показать) Кто-то придумал сказку о букве, а кто-то и выпек эту букву. Слайд 19Слайд 20 Во время рефлексии дети поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно . Проект был представлен родителям на празднике «Прощание с Азбукой».Слайд 21Групповой проект по детским журналам. Итог – газета с интересными скороговорками, загадками, которые использовались на классных часах.( показать)В 4 классе был осуществлён серьёзный исследовательский проект по русс.яз. и литературе на тему «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке».(показать);проект «Знаки препинания» (слайды 22-24)групповой проект «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!» (слайды 25-26) Слайд 273. «Математика»Изучая раздел «Числа от 0 до 10» детям был предложен проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках». Цель данного проекта: создать свою книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Дети охотно выполняли работу над проектом. Выбрали для начала то число, которое больше всего понравилось. Работали с разными источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок. Применяли в своей работе интернет-ресурсы. Каждый выпустил свой сборник. ( показать)Очень заинтересовал детей проект «Математика вокруг нас». В ходе работы над темой дети не только внимательно проанализировали посуду, используемую дома, у родственников, но и придумали сами геометрические узоры. Чтобы их изобразить ученики делали посуду из папье-маше, глины, фанеры, бумаги (показать) . Они сделали вывод, что математика –не сухая наука, а в умелых руках это украшение в нашей жизни.Подводя итог сказанному, хочется сказать, что метод проектов-это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребёнка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволяет детям лучше научиться понимать партнёра по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников. И мы учителя стараемся помочь им в этом.Слайд 28 « Спасибо за внимание!»