Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения в начальной школе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения в начальной школе.
Автор: Коротова Виктория Сергеевна

Выбор образовательной системы для ребенка в начальной школе – ответственный шаг, во многом определяющий его отношение к учебе и развитие ключевых навыков. Две наиболее распространенные парадигмы – традиционная (знаниево-ориентированная, объяснительно-иллюстративная) и развивающая (деятельностно-ориентированная, системы Эльконина-Давыдова, Занкова и др.) – предлагают принципиально разные подходы. Понимание их особенностей, сильных и слабых сторон поможет родителям и педагогам сделать осознанный выбор.

Суть подходов:

1. Традиционная система:

Цель: Формирование прочных знаний, умений и навыков (ЗУН) в соответствии с четкими программными требованиями. Усвоение базового объема информации.

Методы: Ведущая роль учителя-транслятора знаний. Объяснение нового материала с последующим закреплением через многократное повторение и тренировку (упражнения, диктанты, решение типовых задач). Учебник – основной источник информации.

Роль ученика: Пассивный восприниматель информации. Главная задача – внимательно слушать, запоминать, точно воспроизводить усвоенное, следовать инструкциям.

Контроль: Преимущественно репродуктивный (проверка запоминания и умения применять усвоенные алгоритмы). Оценки часто носят фиксирующий и сравнительный характер.

Организация: Четкое структурирование урока, фронтальная работа, единый темп для всего класса (или деление на "сильных" и "слабых").

2. Развивающая система (на примере систем Эльконина-Давыдова, Занкова):

Цель: Развитие теоретического мышления, познавательных способностей (анализ, синтез, обобщение, рефлексия), учебной самостоятельности, мотивации. Формирование умения учиться.

Методы: Учитель – организатор учебной деятельности, "проводник". Создание проблемных ситуаций, учебных задач, требующих поиска, исследования, выдвижения гипотез, дискуссии, коллективно-распределенной деятельности. Акцент на понимании принципов, а не на заучивании фактов.

Роль ученика: Активный субъект познания, исследователь. Главная задача – добывать знания через решение проблем, учиться ставить цели, искать способы, анализировать ошибки.

Контроль: Формирующий, направленный на оценку процесса мышления, способов действия, прогресса. Часто используется безотметочное обучение или качественная оценка достижений. Акцент на самооценке и рефлексии.

Организация: Больше групповой, парной работы, диалога. Гибкий подход к темпу, учет индивидуальных траекторий. Учебные материалы часто носят исследовательский характер.

Сравнительная таблица ключевых характеристик:

Характеристика:

Традиционная система:

Развивающая система:

- Основная цель.

- Усвоение ЗУН.

- Развитие мышления, способностей, умения учиться.

- Роль учителя.

- Источник знаний, контролер.

- Организатор деятельности, фасилитатор.

- Роль ученика.

- Пассивный восприниматель.

- Активный исследователь, субъект обучения.

- Методы обучения.

- Объяснение, закрепление, повторение.

- Проблемные задачи, поиск, дискуссия, исследование.

- Содержание.

- Четкая программа, учебник – основа.

- Может быть шире, глубже, интегрировано, учебник – инструмент.

- Темп обучения.

- Чаще единый для класса.

- Индивидуализированный, учитывающий возможности.

- Контроль и оценка.

- Репродуктивный, фиксирующий, отметочный.

- Формирующий, оценивающий процесс, рефлексивный, часто безотметочный.

- Акцент на.

- Результат (знания, навыки).

- Процесс (мышление, способы деятельности).

- Социализация.

- Через дисциплину и общие правила.

- Через сотрудничество, диалог, совместное решение задач.

- Основной риск.

- Формализм, зубрежка, отсутствие инициативы.

- Недостаточная автоматизация базовых навыков, сложность в стандартизированных проверках.

- Подходит для.

- Детей, которым важна четкость, структура, для формирования прочной базы по предметам.

- Детей с высокой познавательной активностью, склонных к поиску, для развития гибкого мышления.

Сильные стороны.

Традиционная:

Развивающая:

- Четкость, структурированность, предсказуемость.

- Обеспечивает прочную предметную базу, автоматизацию навыков (счет, правописание).

- Относительная легкость контроля и оценки результатов.

- Традиционность (понятна родителям, привычна многим учителям).

- Формирует глубокое понимание, а не поверхностное знание.

- Развивает критическое, логическое, творческое мышление.

- Воспитывает учебную самостоятельность, инициативность, умение ставить цели и решать проблемы.

- Формирует высокую внутреннюю мотивацию к познанию.

- Учит сотрудничать, аргументировать свою позицию, рефлексировать.

Слабые стороны / Критика.

Традиционная:

Развивающая:

- Может подавлять инициативу, любознательность, творчество.

- Формирует установку на воспроизведение, а не на поиск.

- Недостаточно развивает навыки анализа, обобщения, самостоятельного мышления.

- Мало внимания индивидуальным темпам и стилям обучения.

- Риск формального усвоения без понимания.

- Требует высокого профессионализма, гибкости и особой подготовки учителя.

- Реализация сильно зависит от личности и мастерства педагога.

- Может вызывать трудности у детей, которым нужна четкая структура и пошаговость.

- Риск недостаточной отработки базовых навыков (если не уделяется специальное внимание).

- Сложности с объективной оценкой в рамках стандартных проверочных работ.

- Требует больше времени и ресурсов на подготовку и проведение уроков.

Что выбрать? Важные соображения:

1. Личность и особенности ребенка: одним детям комфортнее и эффективнее в четкой структуре традиционной системы. Другие "задыхаются" в ней и расцветают в атмосфере поиска развивающего обучения. Важно учитывать темп работы, склонность к самостоятельности, уровень познавательной активности.

2. Учитель – ключевая фигура: любая система "оживает" только в руках талантливого и увлеченного педагога. Хороший традиционный учитель может развивать мышление, а слабый развивающий – провалить даже самую прогрессивную программу. Узнайте об учителе!

3. Конкретная реализация в школе: важно, как система внедрена в конкретной школе, насколько она обеспечена ресурсами, методически поддержана, какова общая философия учреждения.

4. Современные реалии (ФГОС): Российский Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) начального общего образования базируется на системно-деятельностном подходе, который является основой развивающих систем. Это означает, что все школы, даже работающие по традиционным программам ("Школа России", "Перспектива" и др.), обязаны внедрять элементы развивающего обучения: ставить задачи на развитие УУД (универсальных учебных действий), использовать деятельностные методы, формировать умение учиться. Поэтому сегодня границы несколько размываются: "традиционные" программы активно модернизируются под требования ФГОС.

Заключение:

Нет однозначного ответа, какая система "лучше". Традиционная система дает фундаментальные знания и навыки, проверенные временем. Развивающая система** готовит детей к жизни в быстро меняющемся мире, развивая их интеллектуальный и творческий потенциал, способность адаптироваться и учиться самостоятельно.

Идеальным представляется синтез сильных сторон обеих систем: фундаментальность и отработка базовых навыков традиционного подхода в сочетании с акцентом на развитие мышления, самостоятельности и мотивации развивающего обучения. Современный образовательный процесс в начальной школе, отвечающий требованиям ФГОС, стремится именно к такому балансу.

При выборе школы для ребенка важно:

- Понять его индивидуальные особенности.

- Внимательно изучить образовательную программу школы и как она реализуется.

- Познакомиться с учителем, его подходом и философией.

- Задавать вопросы о методах обучения, системе оценки, организации учебного процесса.

Решение должно быть взвешенным и учитывать уникальные потребности и потенциал именно вашего ребенка.