Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Автор: Абдусамадова Зарема Юсуповна
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»Программное содержание:Задачи:Образовательные:1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.Словарные:1. Повторение и закрепление звука Р;2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;3. Развитие диалогической речи;4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.Воспитательные:1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;2. Воспитание культуры речевого общения;3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.Предварительная работа:1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/3. Разучивание с детьми стихов;4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»Материал:картинки с изображением планет,игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба»,цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.Используемая литература:1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.Ход занятия.- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/- Какой первый звук в слове РАКЕТА?- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?Мы скафандр надеваемЧтобы в космос полететьМного нового узнаемНужно только захотеть!- Наш экипаж к полету готовВнимание! Внимание!Отправляемся в полет!- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.По порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз — Меркурий,Два — Венера,Три — Земля,Четыре — Марс.Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,Семь — Уран,За ним — Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.(Аркадий Хайт)- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!/На каждой планете дети выполняют задания./Задание: Отгадайте загадки.1. Что за птица, алый хвост,Прилетела в стаю звезд?(ракета)2. Телескопом сотни летИзучают жизнь планет.Нам расскажет обо всемУмный дядя …(астроном)3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,по небу летает, самолеты обгоняет.(спутник)/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его./дети произносят слово Венера и находят звук «р»/Задание: «Скажи наоборот»:День -…ночьЯрко — …темноСолнце -…лунаУлетать — …прилетатьПрилуниться - …приземлиться- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше./Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его./дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/Космическая физкультминуткаВ небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете.(Потянуться – руки вверх).А внизу леса, поля –(Наклониться).Расстилается земля.(Руки развести в стороны).- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.- А вы знаете, кто был первым космонавтом?Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:«Юрий Гагарин»В космической ракетеС названием «Восток»Он первым на планетеПодняться к звёздам смог.Поёт об этом песниВесенняя капель:Навеки будут вместеГагарин и апрель./Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.Задание: «Составь предложение, используя картинку».Например: «ракета» - Ракета летит в космос.«луна» - В небе светит луна.«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его./дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.Задание: «Образуй множественное число».Например: ракета-…ракеты;комета – …кометы;планета-…планеты;космонавт-…космонавты, ссозвездие-… созвездия.- Ребята, какие созвездия вы знаете?/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./Игра «Собери созвездие»/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./Игра «Летает – не летает»Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.- Самолет летает? … Летает.- Луноход летает? … Не летает- Космонавт летает? … Летает.- Спутник летает? … Летает.- Звезда летает? … Не летает.- Вертолет летает? … Летает.- Ракета летает? … Летает./Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.- Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин»Летит, летит ракетаВокруг земного света,А в ней сидит Гагарин-Простой Российский парень!/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.Задание: «Назови ласково».Например: звезда -…звездочка;облако-…облачко;солнце -…солнышко;небо -…небушко;самолет -…самолетик;вертолет -…вертолетик.- Молодцы ребята, с заданием справились.- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?Эта планета – любимый наш дом,На ней мы с рожденья до смерти живем.Планета прекрасна: моря, океаны.Цветы и деревья там, разные страны,И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.Только лучше звезд виднаВ небе полная … (луна).- Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».Он хочет с вами поиграть.Игра-викторина «Угадай-ка».- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).- Человек, который летает в космос (космонавт).- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:«Юрий Гагарин»«Летит корабль»Летит в космической далиСтальной корабльВокруг Земли.И хоть малы его окошки,Всё видно в нихКак на ладошке:Степной простор,Морской прибой,А может бытьи нас с тобой!(автор стихотворения - В.Орлов)- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.