Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении
Автор: Кучукян Елена Анатольевна

Основные формы организации методической работы в дошкольном учрежденииФормы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.В отличие от совета ДОУ, педагогического совета методический совет имеет одну-единственную функцию - повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого воспитателя. Эффективность работы зависит как минимум от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные воспитатели, представляющие различные ступени образования. Руководит работой методического совета старший воспитатель.Методический совет ДОУ определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации воспитателей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев; разрабатывает программу методической работы в ДОУ. Таким образом, методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого воспитателя дошкольного учреждения.К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в МДОУ относятся: предметные методические объединения, единый методический день, проблемные семинары и практикумы, «Школы молодого воспитателя», «Школы передового опыта», индивидуальная работа с воспитателями, проведение отдельных открытых и показательных мероприятий, проведение Недели открытых дверей для родителей воспитанников и педагогов, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты воспитателей, педагогические консилиумы и др.Наиболее распространенной формой методической работы в Центре развития ребенка является предметное методическое объединение воспитателей.Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня воспитательно-образовательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают инновационные направления в работе с детьми дошкольного возраста, планируют пути повышения качества основных направлений развития детей. В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты рабочих образовательных программ, рассматривают результаты работы по ним. Члены методобъединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность. Содержание работы объединений включает проектирование проведения мониторинга, обсуждение результатов.Работа методического объединения проводится по специальному плану, в котором дается общая характеристика педагогической деятельности воспитателей данного направления, качества воспитанников. В плане формируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление группы, экспертиза дидактического материала, утверждение форм и сроков проведения мониторинга др.), определяются тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых мероприятий.Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в МДОУ, который проводится для всех педагогических работников и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения воспитателей. В канун проведения единого методического дня по необходимости выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ воспитателей и детей, новой психолого-педагогической литературы.Содержание работы единого методического дня включает: проведение открытых занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола или пресс-конференции с выступлениями отдельных воспитателей об итогах работы над методическими темами, выступлениями заведующей, старшего воспитателя с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки воспитателя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность воспитателей, вводят их в круг педагогических инноваций, способствуют формированию объективной оценки их значимости, места и роли в дидактических системах. Содержанием работы проблемных семинаров становятся современные педагогические теории. Их обсуждение способствует самообразовательной работе воспитателя. Все более активные формы проведения практических мероприятий в системе методической работы приобретают деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения актуальных проблем и др. Детский сад передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Традиция наставничества в современных дошкольных учреждениях имеет давнюю историю. Она приобретает более целенаправленный и планомерный характер передового опыта в рамках МДОУ. Основное назначение детского сада передового опыта состоит в работе опытного воспитателя, руководителя с двумя-тремя воспитателями, работающими над одной темой, которые нуждаются в методической помощи. Формирование в данном направлении проходит на добровольных началах.Ценность этой работы состоит в ее двусторонней эффективности. Заведующая, старший воспитатель, посещая занятия своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций. Эффективность «Школы передового опыта» достигается также за счет того, что воспитатели-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию воспитателя-мастера. Организация работы «Школы молодого воспитателя» выделяется как самостоятельное звено или как разновидность структуры детского сада передового опыта. Начинающие воспитатели объединяются под руководством одного опытного воспитателя или старшего воспитателя. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение таких вопросов, как техника и методика постановки целей занятия, особенности планирования работы воспитателя, учет уровня воспитанности коллектива и многое другое. Занятия в «Школе молодого воспитателя» предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт мероприятий с детьми и родителями воспитанников, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Общение молодых воспитателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.Изучение опыта работы воспитателей свидетельствует о том, что одной из причин недостаточного проявления педагогического творчества и инициативы является резкий переход от активной теоретической деятельности будущих воспитателей в период обучения к чисто практической деятельности в первые годы работы в МДОУ.В этот период важно не только сохранить теоретическую специальную и психолого-педагогическую подготовку педагога, но развить и углубить ее за счет непосредственного применения в практике. «Школа молодого воспитателя» способна решить эту важную задачу.В связи с предоставлением МДОУ больших прав в организации экспериментирования, поисковой работы, все большее признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Такие группы воспитателей могут возникают по инициативе руководителей Центра развития ребенка. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение, обобщение и распространение как внутреннего передового опыта, так и опыта за ее пределами. В том случае, если проблемная группа занята разработкой и внедрением собственной концепции или методической находки, она проводит опытно-экспериментальную работу в соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы: обоснованием проблемы и темы исследования, формулировкой гипотезы, определением основных этапов и предполагаемых промежуточных результатов, выбором методов исследования, определением контрольных и экспериментальных групп. Такая работа, как правило, проводится под научным руководством преподавателей педагогических учебных заведений, преподавателей курсов повышения квалификации. При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства дошкольного учреждения они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе.Одной из коллективных форм методической работы в МДОУ является деятельность педагогического коллектива по избранной научно-методической теме. Задача руководителей детского сада - раскрыть цели и ожидаемые результаты, увлечь педагогический коллектив, сформировать психологическую готовность к работе над темой, раскрыть имеющийся потенциал в дошкольном учреждении для ее решения, при необходимости найти способы привлечения научно-педагогических сил к совместной работе (на правах сотрудничества, руководства, консультирования). Коллективная исследовательская тема может планироваться на пять лет, в этом случае формулируются цели и задачи на каждый год, определяются объемы и содержание работы для каждого звена в системе методической работы (предметно-методического объединения, предметных комиссий, проблемных групп), намечаются сроки исполнения промежуточных этапов, разрабатываются формы отчетов и представления результатов. Каждый промежуточный этап завершается формой отчета и подведения итогов - научно-практической конференцией, педагогическими чтениями, семинаром, педагогическим или методическим советом.Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных воспитателей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы. Авторы сообщений, докладов информируют своих коллег о результатах исследовательской работы. Присутствующие воспитатели имеют возможность соотнести результаты своей работы с работой коллег, убедиться в эффективности предлагаемых приемов и методов. Итоговые научно-практические конференции и педагогические чтения проводим в торжественной праздничной обстановке с поощрением педагогов за результаты исследовательской и методической работы, приглашением воспитателей из других ДОУ, представителей общественности и педагогической науки. Анализ воспитательно-образовательной работы показал, что при организации методической работы большую помощь старшему воспитателю оказывают заведующие, воспитатели с высшей квалификационной категорией и другие члены коллектива. Помощь оказывается в основном при организации самосовершенствования по специальности в пределах конкретного дошкольного учреждения (консультации, семинары, коллективные наблюдения и пр.), при оформлении стендов и выставок, при изготовлении схем, рисунков, новых обучающих средств.В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект конъюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое.Совершенствование методической работы и улучшения её в условиях новой системы обучения и воспитания состоит в построении целостной системы мер и действий, направленных на овладение педагогами технологией развивающего обучения. Такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов методической работы в МДОУ, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления.Реализация основных направлений и задач потребовала четкого распределения обязанностей руководителей методической службы, подключения инициативных, творческих педагогов к реализации программы.Она строится с учетом всех взаимосвязанных элементов: программирование (за основу берется опытно - экспериментальная программа центра) - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - стимулирование - коррекция. Руководство МДОУ рассматривает методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.Ценность этого фактора состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки воспитателей в процессе методической работы в методических группах, в ходе собственной исследовательской деятельности. Планирование, учитывающее задачи, стоящие перед коллективом, потребности, успех и затруднения каждого воспитателя, осуществляется как процесс активизирующий все виды и формы методической работы.В целях повышения профессионального мастерства воспитателей, при планировании методической работы учитывается количественный и качественный состав, результаты изучения деятельности, качественный анализ результатов работы МДОУ, традиции, особенности конкретной ситуации, наличие времени для осуществления намеченной работы, материальные условия и реальные возможности МДОУ. Планирование является творчеством всего коллектива, а не только руководства.Каждый воспитатель осуществляет самоанализ достижений и неудач, формулирует встретившиеся в процессе работы затруднения. Методобъединения обобщают этот материал, передают его в рабочие группы по разработке плана воспитательно-образовательной работы МДОУ. Формированию рефлексивного отношения воспитателей к своей работе на каждом этапе: анализе, планировании, реализации поставленных задач, способствует благоприятный психологический климат. Его создание осуществляется благодаря осознанию значимости своего труда каждым воспитателем Центра развития ребенка, активному участию членов коллектива в управлении, моральным и материальным поощрениям. Организация деятельности методического совета дошкольного учреждения, методических объединений, творческих, проблемных групп - одно из направлений работы, где особое внимание уделено контролю, анализу, коррекции и стимулированию в управлении методической работой.Методической службой МДО хорошо осознается необходимость выбора оптимального содержания и эффективных форм организации работы с педагогическим коллективом в направлении реализации целей и задач.Росту педагогического мастерства, более успешному усвоению и применению знаний технологии системы способствует: изучение развитие личности в процессе освоения какой-либо деятельности, формирования теоретического мышления по средствам выполнения, анализа, планирования, рефлексии; использование различных форм методической работы: теоретические и практические семинары, предметные месячники, творческие мастерские, конкурс «Лучший учитель года» в номинации «Лучший воспитатель года», работа над исследовательской темой – темой самообразования, участие в научно-практических конференциях.Это позволяет решить следующие задачи: компенсаторные (преодоление пробелов в подготовке воспитателя), развития (качественно творческого роста) и адаптационные.Задачи заведующей МДОУ, старшего воспитателя - поддержать воспитателя в творческих начинаниях, направить его с учетом индивидуальных достижений к повышению педагогического мастерства.Руководство Центра развития ребенка все делает для того, чтобы каждый воспитатель четко видел дальние, средние, ближние цели своей работы, умел их формулировать, представляя образ будущего результата, выделяя средства для достижения цели.