Урок "Основное свойство дроби"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок "Основное свойство дроби"
Автор: Глушкова Наталья Нестеровна

Разработка урока по математике в 5 классе«ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБИ»Подготовила учитель математикиГлушкова Наталья Нестеровна 2024гТема урока «Основное свойство дроби» Цели урока:Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная: сформировать систему новых понятий; расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.Планируемые результаты:Личностные:готовность и способность обучающихся к саморазвитию, бесконфликтно отстаивать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль; развитие любознательности и интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки, умения работать в коллективе.Метапредметные: самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем, грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речиПредметные: знать основное свойство дроби, уметь применять свойство для преобразования дробей в равные им дроби.Тип урока урок открытия новых знанийМетоды работы: проблемный, частично-поисковый, метод аналогий, наглядный, метод самостоятельной работы обучающихся.Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная, коллективная.Оборудование: раздаточный материал Ход урока1. Мотивизация к учебной деятельности-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мне бы хотелось, чтобы им было уютно, комфортно и самое главное интересно. Постараемся? Итак… Начинаем мы урок! Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. ( Л. Н. Толстой)Как вы понимаете эти слова? (Ответы вызывают затруднения)2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии-Ребята, нужны ли в жизни человеку математические знания? -А математика может обойтись без дробей? Почему? (Ответы детей)При выполнении олимпиады «Золотой сундучок» была одна из задач:«В семье трое детей. Сладости родители решили разделить таким образом: Маше—10/50 сладостей, Марине-----5/25 сладостей,а Мише---2/10 сладостей. Миша немного обиделся.Каким образом дети должны разделить угощения между собой?»(Ответы детей)-Вот видите, вам не хватает еще знаний, чтобы правильно ответить на этот вопрос, поэтому нам придется повторить изученный материал по теме «Дроби» и решить эту задачу очень быстро.3. Этап выявления места и причины затруднения
  • Давайте вспомним, из каких составных частей состоит дробь?
  • Что записывается под чертой дроби?
  • Что он показывает?
  • Что записывается над чертой дроби?
  • Что он показывает?
  • На какие два вида делятся обыкновенные дроби?
  • Какая дробь называется правильной?
  • Какая дробь называется неправильной?
  • Задание 1.1)Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель.(на доске)2) Найдите правильные и неправильные дроби. Задание 2.- правильную дробь обвести- неправильную дробь подчеркнуть- дробь равную 1 зачеркнуть-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетрадь равные дроби. Попробуйте дать определение равных дробей. Работа парами.1) Перед вами лежат геометрические фигуры. Возьмите квадрат, сверните его, чтобы получилось:1 группа: 1/2 квадрата2 группа: 2/4 квадратаОтрежьте 1/2 и 2/4 , сравнить наложением, сделайте вывод (получили равные фигуры)2)1 группа : 3/9 прямоугольника 2 группа : 1/3прямоугольника Отрежьте 3/9 и 1/3 , сравнить наложением, сделайте вывод (получили равные фигуры)-Запишите результаты своей работы в тетрадях(один человек ---на доске) . 1/ 2=2/4; 3/9 =1/3-Какие же дроби получили? (равные)Какие же дроби называются равными? Давайте сформулируем определение равных дробей.(Две равные дроби являются различными записями одного и того же числа)-Итак, дроби равны. Но мы не можем всегда заштриховывать, вырезать и сравнивать дроби наложением. 4. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации Проблемный вопрос.- Как же одну дробь получить из другой? (дети отвечают). Это свойство очень важное в математике, поэтому его называют «основным». Основное свойство дроби можно записать и на математическом языке = ; = ; Вы, ребята, сделали сами открытие!!! Сформулируйте основное свойство дроби: (на доске плакат)Если числитель и знаменатель дроби…………… или…………………..на………….и то же ………………… число, то получится дробь ………………данной.разделитьумножитьодно натуральноеотличное от нуляравная5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление новых знаний -А где мы можем проверить правильно ли сделали вывод? Верно, в учебнике. Давайте сравним наше определение с определением в учебнике. Найдите его. Стр.54,п.33. (Читают правило, запоминают, стараются рассказать)Можно ли умножать числитель и знаменатель на 0? (нельзя)Выполнение заданий№5.314, 5.318, 5.316(устно).Задание. Замени знак вопроса числом ? = = Теперь мы можем решить задачу из олимпиады.:В семье трое детей. Сладости родители решили разделить таким образом: Маше—10/50 сладостей, Марине-----5/25 сладостей,а Мише---2/10 сладостей. Миша немного обиделся.Каким образом разделить угощения между детьми? (дроби равные)-Запишите дроби. 10/50 =1/5; 5/25 = 1/5; 2/10 =1/510/50 = 5/25 = 2/10 = 1/5Все ли угощения съедят дети? Кого они угостят?-Молодцы,ребята, мы смогли ответить на вопрос задачи.Вы немного устали.Проведем физминутку. Я называю числа: если целое число — руки в стороны,если правильная дробь - руки вверх,если неправильная дробь - хлопаем в ладоши.№1. Равны ли дроби? и и и Применяя, какое свойство вы смогли ответить на этот вопрос?№2. Знали ли вы раньше, что 1/4 и 15/60 часа – это одно и то же время? Какое свойство помогает вам это понять?6. Самостоятельная работа по эталону Выполнить задание самостоятельно по вариантам (верхняя строка-1вариант, 2 строка-2 вариант) с последующей взаимопроверкой.Найти равные дроби.1 Вариант: 10/20, 4/5, ¼, 11/14, 13/14, 1/2, 8/10.2 Вариант: 14/20, 7/10, 20/40, 2/3, 8/3, 2/5, ½.Задание 3. Решение задач.1.Фильм длится 1 час 40 мин., реклама составляет 2/10 этого времени. Какова продолжительность рекламы?Ответ: 20 мин.2. В 5 классе 20 учеников: 8 из них-мальчики. Какую часть всех учащихся составляют мальчики? Какую часть составляют девочки?Ответ:, 8/20=2/5 мальчики.,12/20=3/5 девочки3. Участок разделили на равные грядки. На двух грядках посеяли горох, на четырех грядках - фасоль, на шести – морковь. Какую часть участка заняли под: 1)горох; 2)фасоль; 3)морковь.Ответ: 1) 2/12=1/6 2)4/12=1/3 3)6/12=1/2Доп. 4. На прямоугольном участке земли со сторонами 50м и 40м хотят разместить прямоугольный бассейн, имеющий длину 20м и ширину 6м. Какую часть площади всего участка займёт бассейн?Ответ: 120/2000=3/50.7.Включение новых знаний в систему знанийа) Расположите в порядке возрастания дроби2/3,1/4,7/12, 1/6.а) Попробуйте выполнить задание
  • 4/10+3/10=?
  • 2) 1/3+3/6=?8. Подведение итогов. Учитель предлагает вспомнить, чем занимались на уроке, как установили основное свойство дроби? Сформулировать основное свойство дроби, определение равных дробей.- Удалось ли нам решить поставленные перед нами задачи? -Как же вы понимаете слова?Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. ( Л. Н. Толстой)9. Домашнее задание Учитель комментирует домашнее задание. П.33.Выполнить задания по учебнику № 5.327, 5,329, 5.330.По желанию подготовить сообщение о том, как возникли дроби.10. Рефлексия. Оценим свою работу. Покажи свое настроение по результатам работы на уроке.Я доволен собой, у меня все получилось! Я старался, но у меня не все получилось!Спасибо за урок