Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников
Автор: Потехина Наталия Сергеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 74» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ«Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников».Подготовила воспитатель:Потехина Наталия Сергеевна«Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников».Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:
  • Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;
  • использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности.
  • Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.Формы работы с детьми.1.Слушание.Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую тему. Педагог предлагает обратить внимание на поведение насекомых, на повадки домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим этапом педагог предлагает обсудить как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс» Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского, звуки природы и голоса животных, птиц.Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").2. Игроритмика.Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество, но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.3.Музыкально-дидактические игры.Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.4.Экологические праздники и развлечения.Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.Ощутить полной грудью красоту родной природы, слиться с ней поможет народная музыка: народная песня, танец, хоровод.Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек-природа».Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.Закончить хотелось бы следующими словами:Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы.Душа ребенка – это росток.Чтобы из семечка вырос цветок -Много потратится сил и тепла,Нежного слова, улыбок, добра!