"Художественно- эстетическое воспитание в системе дополнительного образования"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Художественно- эстетическое воспитание в системе дополнительного образования"
Автор: Саломахина Марина Петровна
Реферат«Художественно - эстетическое воспитание детейв системе дополнительного образования»Выполнила: преподаватель МБУ ДО ДДТ г. Минеральные ВодыСтавропольского краяСаломахина Марина Петровна2025 г.СодержаниеВведениеОсновная часть2.1. Особенности системы дополнительного образования детей2.2. Сущность художественно - эстетического воспитания2..3. Содержание, формы и методы эстетического воспитания художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образованияЗаключениеСписок литературыВведениеАктуальность исследования Значение эстетического воспитания в системе учреждений дополнительного образования относится к числу актуальных, в связи с тем, что система общешкольного образования не может в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания, который направлен как на организацию качественного досуга среди детей, так и на создание интересов в разнообразных областях искусства. Как известно, эстетическое воспитание является одним из аспектов развития личности. Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания детей обладает именно система дополнительного образования, призванная удовлетворять духовные интересы детей, организовывать художественно-эстетическую деятельность, которая формирует (через «погружение» в этнокультуру) способности к эстетическому преобразованию окружающей действительности. Эстетическое воспитание способствует развитию всех сфер жизнедеятельности человека, формируя характер, и развивая в нем такие черты, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной и др. Художественно-эстетическое воспитание влияет на личность ребенка средствами искусства в совокупности различных его областей, представленными в учреждении дополнительного образования, служащим ключевым фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность учащегося.Исходя из этого, возникает необходимость изучения закономерностей художественно-творческой деятельности детей при обучении и воспитании в учреждениях дополнительного образования для совершенствования учебно-воспитательного процесса в них.При воспитании детей через средства искусства и природу, мы формируем любовь к искусству и потребность в общении с произведениями искусства. При воспитании детей через труд и бережное отношение к труду ближнего, мы формируем способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности.Все исследователи отмечают большие возможности для нравственно- эстетического развития в художественно-творческой деятельности детей, различные подходы и возможности при создании художественных образов, выражении своего отношения к окружающему миру. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы.Цель исследования заключается в выяснении возможностей учреждений дополнительного образования в эстетическом воспитании детей.Задачи исследования:1. Рассмотреть особенности системы дополнительного образования;2. Охарактеризовать особенности эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.3. Определить содержание, формы и методы эстетического воспитания в системе дополнительного образования.Объектом исследования выступает художественно - эстетическое воспитание детей в дополнительном образовании, предметом служит процесс эстетического воспитания.Основная частьОсобенности системы дополнительного образования детейСистема дополнительного образования в Российской Федерации имеет значительные различия от других видов образования и обладает уникальными характеристиками по сравнению с образовательными секторами, которые решают аналогичные проблемы за рубежом. Это делает ее чрезвычайно интересной и в то же время трудной для изучения.Впервые определение дополнительного образования как вида образования было опубликовано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и (или) профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования .Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная. Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников. Воспитание - это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее.Не маловажной содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков.Большими возможностями для эстетического развития располагают многочисленные учреждения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования является массовым, его основной целью, в отличие от специального профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора и т.д., а воспитание развитого человека, осуществляемое средствами различного искусства. Вводя детей и подростков в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств .На современном уровне творчества детей и подростков используются различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инструментах, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкальная), хореография (народная, бальная, классическая, современного танца), фольклорные ансамбли, оркестры (струнные, духовые, народных инструментов), изобразительное искусство, народно-прикладное творчество и т.д.В системе дополнительного образования (через содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс фактически осуществляется в двух направлениях:основы профессионального обучения;основы социального воспитания.В рамках профессионального воспитания учащийся формирует уважительное отношение к профессиональной деятельности, развивает культуру труда, учится выполнять профессионально-этические нормы, приобретает понимание значимости трудовой деятельности.В процессе социального воспитания у учащегося формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества.Сущность художественно - эстетического воспитанияПод эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. При этом выбор средств для формирования такого чувства огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства. Эстетическое воспитание - это сложный процесс.. Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах. Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созерцании прекрасного, но и в его создании и наоборот.Художественное - эстетическое воспитание помогает осмыслить необходимость воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневные вещи: быт, работу, семью. Содержание, формы и методы эстетического воспитания художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образованияСистема дополнительного образования открывает возможность для детей углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными обучающимися, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности и различным видам искусства.Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.Развитие детского изобразительного творчества в системе дополнительного образования является одним из важных направлений. Основными целями, задачами, функциями отдела художественно-эстетической направленности являются:Целью деятельности отдела является предоставление дополнительных образовательных услуг художественно-эстетической направленности, обновление содержания дополнительного образования детей, создание новых образовательных программ и технологий образования и воспитания.Задачами деятельности отдела являются следующие:совершенствование системы работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся образовательных учреждений города и района;формирование у обучающихся общечеловеческих и гражданских ценностей, воспитание уважения и любви к народному творчеству и мировой культуры;создание необходимых условий для усвоения программ данной направленности обучающимися.Методы художественно – эстетического воспитания детейДля эффективного обучения учащихся в области эстетического воспитания применяют методы обучения, которые способствуют формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. К этим методам относятся:метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасном и отрицательном отношении к безобразному в окружающем мире.Так же в воспитании детей художественно-эстетическому искусству эффективно помогают посещения театра, выставок, музеев, фестивалей. Проведение бесед на тему искусства, интеграция занятий в области искусств (музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой, ознакомление с природой) и конечно же личный пример преподавателей их увлеченность и любовь к своему делу.Формами организации художественного творчества и эстетического воспитания детей в школах искусств, студиях, кружках могут быть: Игровая деятельностьЗанятияЭкскурсииПраздникиТворческая деятельностьОсновная цель педагога – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающую эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Такие качества в ребенке формируются через трудовую и воспитательную деятельность, а именно, через организацию праздников и концертов, всевозможных выставок, индивидуальную и коллективную работу.Художественное начало есть в каждом ребенке. И необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны - социальную и нравственную и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания - воспитания личности.ЗаключениеСовременные формы и методы эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования позволяют успешно объединить в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, что создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующей формированию здорового образа жизни детей и направленности на общечеловеческие духовные ценности.Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности, обусловленная единством воспитания и обучения. Основная исходная цель - показать значение художественно - эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами. Эстетическое воспитание, как и все воспитание – долгий процесс, зависящий от жизненных обстоятельств, семьи и социального окружения человека.Список литературы:1. .Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Наука. М. , 1998. 157с.22. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторёвой.С. Л. Паладьева. – М.: Академия, 2014.– 296 с3. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1959. Т. 4.С. 32 4. Борев, Ю.Б.Эстетика: Учебник/ Ю.Б. Бореев. М: Высшая школа, 2002. С. 5. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.