Программа пришкольного лагеря "Вместе весело шагать"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа пришкольного лагеря "Вместе весело шагать"
Автор: Копылова Лариса Александровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 21им. В. Овсянникова-Заярского»ПРОГРАММАПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ«Вместе весело шагать»(Возраст детей 6,5-17 лет)НАПРАВЛЕНИЕ: социально-гуманитарноеГ. Нижневартовск2024 годПаспорт программыПояснительная запискаЛетние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Чтобы сделать отдых полноценным и качественным была разработана программа «Вместе весело шагать». Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, члены семей участников СВО.Программа в лагере насыщена разными творческими, спортивно-оздоровительными, познавательными, развивающими, мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху, а главное формируют здоровую, духовно-нравственную, творческую личность.Реализация программы «Вместе весело шагать» детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием - продолжение целенаправленного процесса по формированию условий для моделирования такой воспитательной системы, которая смогла бы реализовать новую цель образования, а именно, «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности».Актуальность программы обусловлена следующими факторами: - устойчивым спросом родителей на организованный отдых обучающихся; - доступностью получения дополнительных знаний и навыков в дни школьных каникул; - работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни; - необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы; - межведомственного сотрудничества (культура, медицина, образование);- наличие мероприятия, семейной направленности, поддерживающее традиционные ценности, приуроченное году семьи;- работа по направлению нравственно-патриотического воспитания (Флешмоб посвященный «Дню России», игра «Зарница», беседы).Цели и задачи программы Цели: 1. внедрение малозатратных форм отдыха детей; 2. обеспечение целенаправленного воспитательного воздействия на детей в каникулярный период; 3. создание условий для гражданско-патриотического воспитания, творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка Задачи: ✓ создание условий для укрепления здоровья детей; привитие навыков ЗОЖ; ✓ обеспечение социальной защищенности детей; ✓ содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; ✓ получение детьми навыков межличностного взаимодействия, положительного опыта взаимовыручки и взаимопонимания посредством КТД; ✓ совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей в разновозрастных группах ✓ создание положительного психо-эмоционального климата в детском коллективе ✓ профилактика вредных привычек, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальная защита прав и законных интересов детей.Планируемые результаты освоения программы:1. Оздоровление детей;2. Усвоение основных понятий и терминов в творческой, спортивной деятельности, расширение кругозора о родном крае, повышение духовной культуры детей и подростков; 3. Формирование привычки соблюдения правил здорового образа жизни, безопасной жизни; 4. Приобретение опыта совместной деятельности в разновозрастном коллективе (забота о младших, растительном мире, помощь старшим, взаимоуважение, отзывчивость и сопереживание к близким), социальной активности; 5. Приобретение опыта работы в команде (социализация); 6. Устойчивый интерес к выбранному виду творчества.Оценка эффективности реализации программыДля отслеживания результативности программы использованы следующие методы:Анкетирование детей на начальном этапе, в середине и в конце смены;Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникации;Анализ участия отряда в общелагерных творческих делах, уровня активности и достижений;Экран настроения;Подготовка в конце смены аналитического отчёта о результатах реализации программы, подготовлены фото и видеоматериалы. Принципы, на которых строится программаПринцип гуманизации – уважение к личности ребенка, понимание ребёнка, забота о развитии его личности, право каждого на благоприятную окружающую среду, любовь и бережное отношение к природе.Принцип единства познания, переживания и действия – реализуется через отношение к окружающей среде и к своему здоровью.Принцип сотрудничества – реализуется на основе равенства прав и свобод ребёнка в процессе совместной деятельности, коллективно – творческих дел, игровой деятельности.Принцип свободы выбора и доступности – реализуется, как возможность каждому ребёнку выбрать вид деятельности посредством занятий в различных отрядах и лагерных делах.Принцип индивидуального и коллективного роста участников реализуется посредством награждения и поощрения отрядов и воспитанников в соответствии с легендой смены за активную и творческую позицию ежедневно, что развивает дух соперничества и соревнования между отрядами.Механизм реализации программы1. Подготовительный этап: 1.1. Совещания при директоре по подготовке МБОУ «СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского» к летнему сезону; 1.2. Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Департаментом образования; 1.3. Проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;1.4. Проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей; . издание приказов по школе о подготовке к открытию летнего пришкольного лагеря; 1.5. Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков; 1.6. Подготовка методического материала для работников лагеря;1.7. Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере; 1.8. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.) 2. Организационный этап: 2.1. Встреча детей; 2.2. Проведение входной диагностики (анкетирование);2.3. Формирование органов самоуправления; 2.4. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; 2.5. Оформление. 3. Основной этап: 3.1. Реализация основной идеи смены; 3.2. Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел. 4.Заключительный этап: 4.1. Подведение итогов смены; 4.2. Анализ работы лагеря с дневным пребыванием детей.Формы и виды деятельностиРаспорядок дняПрограмма реализуется в условиях одной смены с дневным пребыванием детей при 6 дневной рабочей неделе.Распорядок дня 8.30 – 9.00 встреча детей9.00 – 9.15 зарядка9.15 – 9.30 линейка, заседание штаба9.30 – 10.00 завтрак10.00 – 13.00 работа по плану (отрядное или общее лагерное мероприятие, коллективное творческое дело, музыкальные, выход за пределы лагеря, спортивные соревнования)13.00 – 13.30 обед13.30 – 14.10 работа по плану (отрядное или общее лагерное мероприятие, коллективное творческое дело, музыкальные, выход за пределы лагеря, спортивные соревнования)14.10 – 14.30 дежурство в отрядах, завершение текущих дел, проводы детей домой. Итоговая линейка.Календарный план работы пришкольного лагеряУсловия реализации программы1. Организационное обеспечение:Заключение договоров на посещение культурно – досуговых центров, кино, театра, музеев, библиотек;Заключение договора с родителями о взаимоотношениях в летнем пришкольном лагере;Участие в предлагаемых мероприятиях управления культуры, спорткомитета.2. Научно – методическое обеспечение:Формирование нормативно правовой – базы;Программирование деятельности;Планирование деятельности по периодам: подготовительный, организационный, основной, итоговый;Формирование методической копилки;Подбор литературы, дидактики;Разработка сценариев.3.Материально – техническое оснащение.Подготовка помещений:Отрядные комнаты;Спортзал;Малый спортивный зал;Школьная площадка;Актовый зал;Столовая.Приобретение спортивного и игрового инвентаря, канцтоваров:Настольные игры;Игровой инструментарий;Бумага;Карандаши и фломастеры;Мелки;Изготовление атрибутики:Галстуки для воспитанников – 5 разных цветов;Эмблема отрядов;Эмблема лагеря. Оборудование:Фотоаппарат;Мультимедиа проектор;Медиатека;Музыкальный центр;Принтер;Интерактивная доска;Музыкальное оборудование;Компьютер;Микрофон.4. Мотивационное обеспечение:Добровольность участия ребенка в деятельности;Создание органа соуправления детей – совет лагеря;Предоставление воспитанникам права выбора направлений деятельности и возможности проявить себя в соответствии с их индивидуальными качествами;Использование современных нетрадиционных форм работы с детьми и подростками, методов стимулирования активности и самостоятельности;Применение системы поощрений.Кадровое обеспечение реализации программы:6. Финансовое обеспечение.Смета расходов:Модель деятельности пришкольного лагеряСписок литературы1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. 2. Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. 3. Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. 4. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2010. 5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007. 6. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 7. Лобачѐва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. 8. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. 9. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 10. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебнометодическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002. 11. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с. 12. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.13. URL 05.03.2020 г.