Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста - методы и игры для улучшения мелкой моторики.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста - методы и игры для улучшения мелкой моторики.
Автор: Глушкова Галина Сергеевна

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте»Автор: Шахбазова Роазанна АнатольевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Аистенок» АннотацияВ данной статье представлены особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте, средства и формы. Рассмотрены взгляды педагогов по теме, рекомендации и условия развития мелкой моторики.Ключевые слова: дошкольный возраст, мелкая моторика, педагогика, РППС, развитие речи Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что развитие у детей навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Правильное развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка, в общем, и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов, в частности. Проблеме развития мелкой моторики рук уделяли своё внимание многие исследователи, такие как: Н.Ф. Виноградова, Г.А. Маркова, Л.В. Загик, С. А. Козлова, И. С. Хомяков, Л. Д. Вавилова, Н. А. Стародубова, М.И. Лисина, В.А. Сухомлинский. Развитию мелкой моторики посредством квиллинга уделяли внимание И.В. Сушкова, Н.Е. Щуркова и многие другие.Сейчас детская психология и логопедия рассматривают тонкую моторику как возможность выполнять точные манипуляции пальцами, кистями рук, а также скоординированность этих движений друг с другом.Л.В. Занков выделяет три основных вида моторики. 1. Крупная. Работа больших мышц (пробежки, отжимание); 2. Мелкая. Движение кистей рук и пальцев. Сюда входит совмещения действий (например, глаза и руки при рисовании). 3. Артикуляционная. Возможность и умение координировать функции речевых навыков (связный разговор) [4].Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что область головного мозга человека, несущая ответственность за двигательные функции пальцев рук, расположена рядом с областью, ответственной за нашу речь. На всем протяжении эволюции люди активно использовали для общения друг с другом жесты. Постепенно к этому подключались громкие выкрики. С эволюционным развитием человека усложнялись и совершенствовались движения пальцев [3]. Схожим образом запускается речь ребенка. Ученые доказали, что «моторная и речевая функции взаимосвязаны. Они не могут протекать отдельно друг от друга. Вначале начинают развиваться движения пальцев, манипуляции кистями рук, а после этого запускается становление речи» [2].Этот факт дает возможность говорить про то, что «развитие мелкой моторики у грудничка влияет на процесс формирования: речевых навыков; памяти; мышления; ·логики; воображения. Было подмечено, что дети, хорошо владеющие своими руками, более усидчивы и утомляются намного меньше, чем дети, с которыми не проводились занятия по развитию мелкой моторики» [1].Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. А.С. Микерина пишет, что «… для развития мелкой моторики детей 6-7 лет применяют: складывание фигур из пальцев; упражнение со шнурками, пуговицами и иными мелкими предметами. В качестве упражнения для улучшения кровообращения в кистях рук, для снятия напряжения и избавления от «зажимов», воспитатели в детском саду часто используют колючие мячи. Шипы, которыми покрыт мяч, стимулируют кожу рук и влияют на нервную систему, но не причиняют детям боли и дискомфорта. Дети могут катать мяч по столу, между ладонями, передавать друг другу во время игры» [5].Нами выделены некоторые основные средства развития мелкой моторики в детском саду:Пальчиковые игры. Это упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Лепка. Для развития мелкой моторики используют пластилин, глину или солёное тесто. Аппликации. Можно выстригать фигуры (квадраты, кружки) и наклеивать их в виде композиции, изготавливать снежинки. Помимо моторики аппликации развивают способность к творческому взгляду и пространственному мышлению. Игры с бумагой. Можно изучать свойства бумаги, мять её, рвать, бросать. Интеллектуальные игры с мелкими элементами. Например, пазлы и мозаики. Раскраски и рисование. У детей активно развивается фантазия и интеллект, когда они обводят в рабочих тетрадях контуры по пунктиру, раскрашивают, рисуют на доске. Пуговки и шнуровки. Гимнастика для рук — это расстегивание, застёгивание и вставка шнурков в отверстия. Миски-вкладки. Играя с ними, ребёнок учится отличать большое от маленького. Игры с крупой. Для совершенствования моторики и обострения тактильных возможностей можно насыпать несколько видов круп и предоставить их ребёнку. Игры с песком. Можно использовать кинетический песок, рассыпанной на горизонтальной поверхности. При подборе игр и игровых упражнений важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности.Из вышесказанного мы делаем вывод, что под словом «моторика» обычно подразумевают движение, умение двигаться и двигательную активность. Выделяют общую моторику – умение двигаться в целом, мелкую – движение кистей и пальцев и артикулярную (разговорную) моторику. Мелкая и артикулярная моторики связаны между собой, так как за их формирование и работу отвечает один отдел мозга. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем раньше он начинает говорить, и наоборот, если у детей отстают двигательные навыки, то и с речью начинаются проблемы. В старшем дошкольном возрасте очень важно подготовить руку ребенка к письму и сформировать у него мелкую моторику кисти рук.Список используемых источников
  • Боден Д. Миниатюрный квиллинг – фантазии из бумажных лент: методическое пособие. М. : Айрис-Пресс, 2018. 48 с.
  • Веракса Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей // Современное дошкольное образование. Теория и практика.
  • . Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества: учебное пособие. М. : Просвещение, 2015. 189 с
  • Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей входе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2012. № 4. С.18-35.
  • Микерина А. С. Методика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М.: «ИскраПрофи», 2013. 106 с.