Тема: «Развиваем пальчики – улучшаем речь.»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Развиваем пальчики – улучшаем речь.»
Автор: Шипкова Наталья Александровна
Консультация для родителей.Тема:«Развиваем пальчики – улучшаем речь.» Тема: «Развиваем пальчики – улучшаем речь.» В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.Как же сделать пальчики ловкими и проворными?Прежде всего надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.Для развития мелкой моторики полезны:-Массаж.Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки - ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!-различные виды мозаик;Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.-разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые) ;-пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;-цветные клубочки ниток для перематывания;-набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек »;-набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);-палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;-спички с обрезанными головками;-семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для укладывания узоров;-пластилин;-игры с бумагой (плетение, cкладывание);-разнообразный природный материал;-ручки, фломастеры, карандаши; При проведении специальных упражнений родителями с детьми СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ:• заниматься нужно по 10-20 минут ежедневно;• каждое упражнение делать несколько раз;• упражнения проводить около зеркала, чтобы ребенок видел, как работает его язык;• все упражнения стараться выполнять естественно, без напряжения, свободно;• если вы почувствуете, что язык ребенка устал делать артикуляционную гимнастику, то нужно ему дать отдохнуть;• всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с логопедом.К упражнениям по развитию речи относятся:Артикуляционная гимнастикаДыхательная гимнастикаПальчиковые игры и пальчиковая гимнастикаДвижение кистей рукВоспитатель показывает каждое упражнение, сопровождая пояснениями.Артикуляционная гимнастикаЗарядка для языкаПоднять к небуСложить в трубочкуДостать до носаУпереться языком в нижние (верхние) зубыЗаборчик (провести языком по каждому зубу)Надуть щеки, втянуть щекиРастянуть зубы в улыбкеДыхательная гимнастикаПодуй на одуванчикЧей пароход дольше гудит?Самовар – пых, пых, пых. Чайничек пых-пых-пых-пых-пыхПодуй на перышкоЗабей мяч в ворота.