"Как развивать слоговую структуру слова у дошкольников с ОНР"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как развивать слоговую структуру слова у дошкольников с ОНР"
Автор: Анисимова Евгения Александровна

КАК РАЗВИВАТЬ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.Учитель-логопед: Е. А. АнисимоваФормирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения нарушений письма и чтения у школьников.Нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающейстепени сложности:1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).3. Односложные слова (дом, сок).4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова(банка, ветка).6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговойструктуры слов проводится в два этапа:– подготовительный;цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;– коррекционный;цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном (неречевом) уровне, а затем на вербальном (речевом).Упражнение «Повтори так же»Цель: учить воспроизводить заданный ритм.Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.Ход упражнения: Взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.Упражнение «Сосчитай правильно»Цель: учить считать звуки.Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.Ход упражнения:Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.Упражнение «Выбери схему»Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.Ход упражнения:Вариант 1. Взрослый задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.// / // / /// // / // /// // /// // /// / // / //и т.д.Упражнение «Длинное – короткое»Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.Ход упражнения:Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.Упражнения на уровне звуков:1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.(На гласных звуках)3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков). Аоу аОу аоУ и т.д.Упражнения на уровне слогов:– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.– Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым.– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.ТА-па-то па-БА-ма ка-ка-НА и т.д.– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.Ма-ма-мо па-по-пу ну-на-ну-на и т.д.Упражнения на уровне слова:Игра с мячомЦель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.Материал: мяч.Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.Игра «Телеграф»Цель: развивать умение делить слова на слоги.Материал: палочки.Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.Игра «Сосчитай, не ошибись»Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.Материал: пирамидка, кубики, камешки.Ход игры: ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.Игра с мячом «Передай дальше»Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.Материал: мяч.Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.Игра «Назови правильное слово»Цель: учить различать правильно звучащие слова.Материал: картинки.Ход игры: Взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).Упражнение «Что изменилось?»Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.Материал: картинки.Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.Упражнение «Найди самое длинное слово»Цель: закреплять умение делить слова на слоги.Материал: картинки.Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.Упражнение «Сосчитай, не ошибись»Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.Материал: картинки, карточки с цифрами.Ход упражнения: Взрослый показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).Упражнение «Какое слово отличается»Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.Материал: картинки.Ход упражнения: Взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.Упражнение «Назови одинаковый слог»Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.Материал: картинки.Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).Игра «Конец слова за тобой»Цель: учить синтезировать слова из слогов.Материал: мяч.Ход игры: Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…Игра «Какое слово получилось?»Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.Материал: мяч.Ход игры: ребёнок, бросая мяч взрослому, произносит первый слог. Взрослый, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.Ребёнок:   Взрослый:       Ребёнок:бу                 кет                    букетбу                 фет                   буфетбу                 тон                   бутонбу                 бен                   бубенУпражнение «Назови ласково»Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.Материал: мяч.Ход упражнения: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.Упражнение «Назови слово правильно»Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.Материал: предметные картинки.Ход упражнения: Взрослый показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.Взрослый: Ребёнок:МосалётЛомасёт СамолётСамолётИгра «Слоговые кубики»Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.Материал: кубики с картинками и буквами.Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.