Разработка урока . "Класс Земноводные или Амфибии "


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока . "Класс Земноводные или Амфибии "
Автор: Галузин Сергей Владимирович

Тема урока: "Класс Земноводные или Амфибии "Галузин Сергей Владимирович , учитель. Биологии.Разделы: Цель урока: познакомить учащихся с местообитанием, многообразием представителей и внешним строением класса Земноводных. Выявить роль земноводных в природе и жизни человека.Задача:
  • обучающие: ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.
  • развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умения действовать по образцу, развитие исследовательских умений.
  • воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.
  • Тип урока: урок формирования новых знаний, работа с обработкой собранной информации.Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.Оборудование: справочная литература, печатные источники информации; компьютер, принтер; раздаточный материал: экспериментальное задание для групп; рабочий лист группы.Технологическая карта урокаХод урокаI. ОргмоментУчитель проверяет готовность к уроку, озвучивает тему, цели и план урока.Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, слушают и обсуждают тему урока.II. Актуализация знанийФронтальная беседа после просмотра видеофрагмента.О каком животном идет речь?Подрастала - хвост растила,Платье темное носила.Подросла - зеленой стала,Хвост на весла поменяла. (Лягушка)III. ЦелеполаганиеУчитель ставит проблемные вопросы, подводящие учащихся к формулированию цели урока.
  • Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
  • Чего мы пока не знаем, и что надо знать для изучения класса Земноводных?
  • Для выявления роли земноводных в природе и жизни человека.
  • Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, формулируют цель урока. Обсуждают разные мнения и обосновывают свою точку зрения. В ходе обсуждения цели урока приходят к единому мнению. Умение целеполагания: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели на основе имеющихся знаний и того, что еще неизвестно.IV. Стадия открытия новых знанийВряд ли еще какие-нибудь животные на Земле, вызывают у людей столько негативных чувств, как земноводные или амфибии - животные скромные, даже невзрачные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде. Так ли это? Мы узнаем об этом сегодня на уроке.Оба названия - земноводные и амфибии (в переводе с греческого означает «двоякоживущие») - подчеркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются, развивается их икра, здесь же земноводные проводят своё детство. Как только молодое поколение подрастает, у амфибий возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. В этот период животных можно встретить очень далеко от водоёмов - даже в засушливых степях и пустынях.Исследовательская практическая деятельностьРабота в группах:
  • Работа с материалом учебника.
  • Работа с печатными источниками информации.
  • Работа в сети Интернет
  • Учитель организует работу учащихся в группах.Каждая из групп будет выполнять свое задание, затем представит его всем виде презентации.Результатом нашей совместной работы будет «Афиша нашего урока», которая и станет итогом нашего исследования.Среди существующих ныне земноводных самый малочисленный класс - он насчитывает около 4000 видов.
  • Отряд Бесхвостые (1 группа учащихся)
  • Отряд Хвостатые (2 группа учащихся)
  • Отряд Безногие (3 группа учащихся)
  • V. Представление группами результатов своей деятельностиУчитель организует представление результатов совместной деятельности групп.Учащиеся представляют результаты своей деятельности в виде презентации, сделав соответствующие выводы.Слайд 1. Отряд бесхвостыеОтряд бесхво́стые - крупнейший отряд земноводных, насчитывающий около 6000 современных и 84 ископаемых видов. Часто представителей отряда называют лягушками, однако использование этого термина осложнено тем, что лягушками в узком смысле называют лишь представителей семейства настоящих лягушек).ЗагадкаЛетом в болотеВы её найдете.Зеленая квакушка.Кто это?Вопрос. Какое животное нашло отражение в загадке? Почему оно получило такое название? Как передвигается животное? Какие мышцы животного наиболее сильно развиты?Ответ. Лягушка. Название ей дано за мощные ноги - «ляги». Лягушки передвигаются прыжками. Так как лягушки не только прыгают, но и плавают, то у них сильно развились мышцы: ягодичные, бедренные, икроножные.Другое общее свойство этих амфибий - все во взрослом состоянии хищники. Личинки бесхвостых земноводных - головастики.Древнейшие представители бесхвостых известны из отложений батского яруса среднеюрской эпохи (≈165 млн лет назад), однако ископаемые формы с характерными для них чертами описаны начиная с нижнего триаса. В настоящее время бесхвостые распространены по всему земному шару - от тропиков до субарктических регионов; наибольшее разнообразие сосредоточено во влажных тропических лесах.Слайд 2. Вопрос. Почему говорят, что у лягушек язык «шиворот - навыворот»?Ответ. Язык лягушки - мясистый, широкий и липкий. Передний конец его прикреплён ко дну рта, а задний - свободный и обращен внутрь. Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды. Лягушка «стреляет» языком только по движущимся насекомымСлайд 3. Размеры взрослых особей варьируют от 8 мм до 32 см (лягушка-голиаф)Представители отряда имеют коренастое туловище, выступающие глаза, раздвоенный язык и согнутые под туловищем конечности; хвост отсутствует (отсюда и название). Среда обитания бесхвостых на всех стадиях развития включает пресноводные водоёмы, а для взрослых особей - дополнительно сушу, кроны деревьев и подземные норы. Наиболее характерный способ передвижения бесхвостых представляет собой прыжки, но разные виды освоили дополнительные способы, такие как: ходьба и бег, плавание, древолазание, планированиеПокровы бесхвостых богаты железами, кожные выделения некоторых видов крайне ядовиты. Скопления желёз у некоторых видов создают впечатление, что кожа покрыта бородавками. Бородавчатые виды в просторечии называют жабами, а гладкокожие - лягушками. Поскольку это разделение основано на единственном внешнем признаке, который не отражает филогенетическую близость между разными видами, некоторые жабы эволюционно ближе к лягушкам, чем к другим жабам, и наоборот. Окрас бесхвостых варьирует от маскировочного бурого, зеленоватого и серого до ярчайших красных, жёлтых и чёрных цветов, как правило, сигнализирующих о ядовитости (или мимикрирующих под неё). Кожа бесхвостых проницаема для воды, но различные адаптации позволяют им избегать чрезмерной потери влаги при сухопутном образе жизни.Слайд 5. Вопрос. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?Ответ. Кожа лягушки - одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред - суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у лягушек происходит до 4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают.Лягушки одно из самых больших семейств бесхвостых земноводных, объединяет более 555 видов 45 родов, самый крупный из которых - настоящие лягушки.Длина тела от 3 до 32 см. Тело обычно стройное, с длинными (прыгательными) задними конечностями. В окраске наземных форм превалируют коричневые и бурые тона, у водных форм - зеленые. Зубы расположены на верхней челюсти.В настоящее время распространены по всему миру, кроме арктических районов, юга Южной Америки, Южной Австралии и Новой Зеландии. В России наиболее распространены травяная, прудовая, озерная, остромордая лягушки..Слайд 6. Как правило, бесхвостые мечут икру в воде. Из икринок вылупляются водные личинки, головастики, имеющие жабры и хвосты. Головастики проходят стадию метаморфоза, в конце которой превращаются во взрослых особей. В то же время, некоторые виды откладывают икру на суше, а другие не проходят стадию головастика. Взрослые особи большинства видов являются хищниками, чья диета состоит из мелких беспозвоночных, но есть и всеядные виды и даже несколько видов, питающихся фруктами.Бесхвостые способны издавать широкий диапазон звуковых сигналов, особенно в брачный сезон. Наблюдения за бесхвостыми выявили сложные схемы поведения в брачных ритуалах, при угрозе для жизни и других ситуациях.Многие виды бесхвостых (по некоторым данным, до трети от всех видов земноводных) находятся под угрозой вымирания.Слайд 7. Отряд хвостатые земноводные - один из трёх современных отрядов земноводных. В русском языке большинство представителей отряда именуют или саламандрами, или тритонами. Некоторые виды освоили неотению. Есть безлёгочные виды. Древнейшие хвостатые земноводные появились в Юрский период. Одним из таких саламанд был караурус из Казахстана.Хвостатые амфибии относительно примитивны. Они имеют удлиненное вальковатое тело с развитыми головным, туловищным и хвостовым отделами. Хвост в поперечном сечении круглый или сжатый с боков, иногда с кожной оторочкой в виде киля. Конечности у большинства хорошо развиты, при этом передняя и задняя пары обыкновенно одинаковой длины. У некоторых видов задних конечностей нет (сирены).Слайд 8. Позвонки амфицельные или опистоцельные. К туловищным позвонкам причленяются зачаточные верхние ребра. Костный череп более дифференцирован, чем у бесхвостых: лобные и теменные кости не слиты, имеются парные глазоклиновидные кости. Ключиц нет. В отличие от бесхвостых, предплечье и голень имеют типичное строение и состоят из двух костей (лучевой и локтевой, большой и малой берцовых).Слайд 9. Кровеносная система устроена сравнительно просто. Более или менее полная перегородка в предсердии свойственна только высшим хвостатым. Сохраняются все 4 дуги аорты. Наряду с задней полой веной сохраняются и кардинальные вены. У некоторых пожизненно сохраняются жабры, чаще наружные, реже внутренние. Очень сильно развито кожное дыхание.При развитом стремечке барабанной полости и барабанной перепонки нет. У многих хвостатых пожизненно сохраняются органы боковой линии.Слайд 10. Оплодотворение у большинства видов этого отряда внутреннее. Размножение происходит путём откладывания оплодотворенной икры, личинок или живорождением. У ряда видов наблюдается способность размножаться в личиночной стадии (неотения).Слайд 11. Отряд безногие земноводныеКожа безногих земноводных гладкая и зачастую окрашена в матовый тёмный цвет. Некоторые виды имеют цветные полоски или пятна на боках. Из-за содержащейся в коже известковой чешуи, а также из-за сросшихся черепных костей, безногих земноводных ранее относили к вымершим панцирным амфибиям. Однако сегодня эти морфологические особенности считают вторичными приспособлениями. На челюстях и нёбе почти нет зубов.Глаза безногих земноводных покрыты тонким слоем кожи, из-за чего они могут различать лишь свет и тьму. Восприятие окружающего мира происходит главным образом с помощью обоняния и двух осязательных органов, расположенных между носом и глазами. Вибрации земли также играют роль при ориентации. Дыхание осуществляется с помощью правого лёгкого, левое лёгкое, как правило, редуцировано. Как и у других земноводных, дыхание также частично осуществляется через кожу и слизистые оболочки рта, в особенности у единственного безлёгочного вида Atretochoana eiselti.Слайд 12. РаспространениеБезногие земноводные встречаются в тропиках и субтропиках Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Как правило, населяют самые нижние слои лесной подстилки и влажную почву, не уходя далеко от поверхности. Питаются мелкими животными, в основном дождевыми червями. Предпочитают жить во влажных регионах, зачастую вблизи водоёмов. Существуют виды безногих земноводных, полностью приспособившихся к жизни в воде. Они встречаются в медленно текущих реках, таких как Амазонка, Ориноко и речных системах Колумбии. Их пищей являются моллюски и мёртвые рыбы.Из-за своего скрытного образа жизни безногие земноводные являются малоизученной группой амфибий. Зоологи исходят из того, что ещё не все виды известны науке и описаны.Слайд 13. РазмножениеКак и все земноводные, безногие являются раздельнополыми животными. Оплодотворение происходит в теле самки. У самца из клоаки выдвигается переносящий сперму оплодотворительный орган, так называемый Phallodeum. Существуют виды, откладывающие яйца, однако 75 % видов безногих земноводных являются живородящими. Молодые особи вылупляются в теле матери и перед рождением питаются в фаллопиевых трубах. Яйцекладущие виды откладывают яйца в подземных норах и прочих укрытых местах. У некоторых видов существует уход за потомством. Молодые особи живут как в воде, так и на суше. По ночам они охотятся в водоёмах, а в дневное время зарываются в землю в прибрежных участках. Стадия свободноживущей личинки отсутствует.Слайд 14. ПитаниеПоведение безногих земноводных, связанное с питанием, почти не изучено. Вероятно, в их пищу входят главным образом насекомые и другие беспозвоночные, встречающиеся в их среде обитания. Анализ содержимого желудка вида показал присутствие останков термитов, но большая часть состояла из неопределённого органического материала и остатков растений. Часть учёных поэтому полагает, что безногие земноводные питаются детритом, другие же видят в этом признак того, что эти животные питаются дождевыми червями. Живущие в неволе безногие земноводные очень охотно поедают дождевых червей. Более крупные виды, видимо, питаются и другими земноводными, а также небольшими змеями и ящерицами. Живущие в воде виды едят и небольших рыб. Некоторые виды живут в гнёздах муравьёв и поедают их личинокСлайд 15. Характерные черты организации земноводных следующие:
  • Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.
  • Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.
  • Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности. В скелете много хряща.
  • Мышечная система состоит из отдельных дифференцированных мышц. Движения разных частей тела более разнообразны, чем у рыб.
  • Земноводные - хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Активно схваченная добыча переваривается в желудке. Последний отдел пищеварительного канала - расширенная клоака.
  • Органы дыхания взрослых животных - кожа и легкие, у личинок - жабры.
  • Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.
  • Органы выделения - парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее - в мочевой пузырь. Выводимый конечный продукт азотистого обмена - мочевина.
  • Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Строение органов слуха и зрения приспособлено к жизни на суше. У личинок земноводных имеется орган боковой линии.
  • Оплодотворение внешнее, в воде. Развитие с неполным метаморфозом, со стадией рыбообразной личинки
  • У безногих земноводных нет конечностей, а хвост сильно редуцирован. Клоака находится на заднем конце тела, который внешне часто напоминает передний. Мелких безногих земноводных (размером до 10 см) можно легко спутать с дождевыми червями, в то время как крупные виды (размером от 1 до 1,5 м) напоминают скорее змей.Слайд 16. Происхождение и значение земноводныхСчитается, что земноводные произошли от одной из групп древних пресноводных кистеперых рыб, обитавших около 300 млн. лет назад в заболоченных водоемах. У кистепёрых рыб мощные плавники и двойное дыхание. Кистеперые рыбы первыми из рыб в эволюции научились переползать из пересохшего водоёма в ближайший водоем на плавниках, которые впоследствии стали близки к конечностям наземных позвоночных. Для этих целей предков земноводных развилась мускулатура в основании плавников и появился примитивный легочный мешок.Промежуточным звеном между рыбами и земноводными считают ихтиостегу. Земноводные являются важным компонентом водных и наземных биоценозов. Они регулируют численность беспозвоночных животных.Слайд 17. Значение земноводных для человека и природыВ естественных биоценозах амфибии слывут универсальными защитниками растений. Ведь необходимые им пищевые объекты в основном опасны для жизни многих растений. Причем земноводные практически не потребляют основных опылителей растений. Важную роль защитников растений земноводным позволяет выполнять их всеядность. В рационе наших лягушек и жаб есть саранчовые, долгоносики, клопы, короеды, жуки-листоеды и другие жуки, включая опаснейшего вредителя - колорадского. Амфибии истребляют в больших количествах гусениц совок, пядениц, а также слизней. Земноводные очень неприхотливы в пищевом отношении. Они способны поедать насекомых с неприятным запахом и вкусом, мохнатых гусениц, беспозвоночных с яркой отпугивающей окраской. В отличие от птиц, которые питаются днем, многие земноводные способны сдерживать чрезмерное размножение представителей многих видов насекомых и моллюсков, трудясь в сумерках и ночью. Например, взрослая жаба может съесть за одну ночь до 100 насекомых, их личинок и слизней.Земноводные - не только потребители пищи, но и сами являются объектом питания. Среди земноводных пищевыми объектами различных животных являются в основном головастики и взрослые лягушки. Головастиков едят главным образом рыбы. Подросшими же лягушками в основном питаются птицы, змеи, звери и крупные рыбы. Лягушек потребляет огромное число животных. В первую очередь это многие крупные хищные рыбы: сомы, судаки, щуки. Для них лягушки и головастики - вполне доступный массовый корм. Наиболее часто добычей рыб становится травяная лягушка, которая, в противоположность зеленой лягушке, лишена поведенческого механизма закапывания в ил на зимовку. Лягушками питаются и многие птицы, в том числе аисты, цапли, вороны, сороки, грачи, луни чайки, крачки, поганки. Орнитологи подсчитали, что на лягушек охотятся, по меньшей мере, 90 видов птиц, 21 вид - на чесночниц и 18 - на жаб. В значительной степени за счет лягушек обеспечено питание ужей. В небольших количествах лягушек употребляют ежи, землеройки, лисы, выдры.Слайд 18. Значение земноводных в природе.
  • Земноводные являются необходимым звеном в цепи питания.
  • Земноводные участвуют в регуляции численности насекомых и других беспозвоночных животных, выполняя тем самым роль защитников растений нашего края.
  • Земноводные являются исключительно важными для человека животными. Питаясь мелкой живностью, амфибии, особенно лягушки и жабы, сдерживают массовое размножение сельскохозяйственных вредителей. Обитая в самых разнообразных местах и питаясь опасными для жизни растений насекомыми и другими беспозвоночными, земноводные приносят огромную пользу садам, огородам, полям, лесам и лугам (сенокосам), а значит, человеку. Среди вредителей, которые при неконтролируемом размножении способны уничтожить практически весь урожай, первое место занимают насекомые.