Единицы времени
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Единицы времени
Автор: Шаруда Елена Николаевна
Областное казённое общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»Конспект урока по математике в 4 «а» классе«Единицы времени: Год. Неделя. Месяц.»Подготовила учитель начальных классов :Шаруда Елена Николаевна2021-2022Тема: Единицы времени: Год, месяц, сутки.Цели: способствовать развитию умений пользоваться табелем – календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул.Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.Планируемые образовательные результаты:Предметные: познакомятся с табелем – календарём; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научаться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.Основные понятия и термины: единицы времени; год; суткиХОД УРОК :I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.Слайд: 1Сядьте удобно и повторяйте за мной : Я в школе на уроке Сейчас я начну учиться Память моя крепка Я готова к работе Я работаю!Слайд: 2II. Актуализация знаний. Устный счёт.1. На столах у вас карточки. Считаем, находим ответ и только тогда выходим к доске: 1. Множители 8 и 6. Найди произведение.2. Делимое 54, делитель 9. Найди частное.3. Найди произведение чисел 4 и 6.4. Найди частное чисел 45 и 9.5. 63 уменьши в 7 раза.6. 35 уменьши в 5 раз2. Прочитайте числа на карточках и расположите их в порядке возрастания: 523000, 603421, 7690, 14000, 67325, 354639 61400, 402354, 8720, 17000, 76523, 4539623. Сравните эти числа.4.Увеличить каждое число в 10 раз (Козарез Катя) Уменьшить на 1000 (Ерёменко Ольга)5. На доске геометрические фигуры: - Назовите фигуры .- Какая «лишняя»?- Написать формулы нахождения площади.: S = а а S = а в S = (а в) : 2 Слайд : 3 Подберите соответствующую единицу измерения:Яблоко -150…(г)Портфель - 3 …(кг)Цистерна молока – 200 …(л)Слон – 4 …(т)Ш. Работа над новым материалом:1. Загадка. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (время)Слайд; 4Сегодня на уроке продолжим знакомиться с единицами времени.Говорят: Время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.Слайд :5 Век живи, век учись. Обещанного 3 года ждут. Делу время, а потехе час. День да ночь, сутки прочь. Упустишь минуту – потеряешь час. Минута час бережёт. Народ всегда умел ценить время и сочинил много пословиц про время .А вот Владимир Иванович Даль сочинил сказку «Старик-годовик». Я буду читать , а вы мне должны помогатьСлайд : 6«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) Почему вы так думаете?Слайд : 7«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы».Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).Слайд :8«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август)Слайд: 9«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).Слайд: 10«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев» Кто отгадает эту загадку? (дни недели)Слайд :11«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)Слайд: 12Слайд 13.А теперь давайте вспомним , что делал Старик –годовик? (выпускал птиц)-А что это за птицы ? А почему три месяца? (месяцы одного времени года )-Что значит четыре крыла? ( дни недели)-Что означает чёрно-белое перо? ( день и ночь)-Значит Старик волшебник и есть год .Который состоит из : времён года , месяцев , недель , суток,Слайд 14.-Это и есть тема нашего урока .Месяцы , недели , сутки , год - Каким понятием можно назвать все эти слова? ( единицы времени)Слайд 15-Посмотрите и ответьте , что это ? (календарь)- Конечно , это календарь для детей , но на котором много информации.- Что вы можете рассказать по этому календарю?(Четыре времени года , названия 12 месяцев , количество дней в каждом месяце , количество месяцев)4. Работа с календарями. (Практическая работая)Слайд 16- Это тоже календарь . - В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей: карманный, настольный, перекидной, восточный, электронный и т.д. Но все они показывают год, месяцы, дни недели. Но задача у них одна и та же.Практическая работа с табелем – календарём.- Что же такое календарь ?-Календарь –это перечень дней года , разбитый на недели и месяцы. Календарь очень удобен и прост в использовании.- Я думаю , что вы умеете пользоваться календарём .Рассмотрите календари , которые у каждого на столе . Чем они отличаются друг от друга? ( картинкой и годом) Самое главное в календаре это какого он года. Посмотрите и выберите тот календарь , который соответствует году , который уже заканчивается? (2018) Назовите год.- Выберите календарь 2019 года , года который наступит через 1,5 месяца.- Год разделён на месяцы, в каждом месяце определённое количество дней 30 или 31.-Назовите месяцы в которых 30 дней.9(апрель , июнь, сентябрь . ноябрь)-Назовите месяцы в которых по 31 дню( январь, март, май, июнь, август , октябрь, декабрь).-Какой месяц не назвали? (февраль)-Что вы знаете о феврале?-Это самый короткий месяц , в котором 28 или 29 дней. Когда делили год на месяцы и сутки , то месяцу февралю не хватило дней. А это значит , что в феврале всего 28 дней . Но за три года по минуткам скапливается время и на четвёртый год добавляется ещё один день 29 февраля .Год в котором 29 дней принято называть високосным.- По этому , когда спрашивают сколько в месяце дней , отвечают 30 , 31 ,28 или 29.- А на вопрос сколько в году дней ?- 365 или 366 дней.Слайд 17.Есть народная мудрость: считать месяцы по косточкам рук. Сожмите руки в кулачки и начинайте счёт: выпуклость -31 день, впадинка – 30.Слайд :18- Почему одни цифры чёрного цвета , а другие красного? ( рабочие и выходные)- С какого месяца начинается новый год? Какой это день недели?- С какого месяца начинается новый учебный год? Какой это день недели? - Найдите и обведите свой день рождения.Слайд 19-Прочитайте слова : год, месяц , неделя , сутки.- Выберите правильный ответ.1. Назови промежуток времени , равный периоду обращения Земли вокруг Солнца? - Сколько дней в году? ( 365-366)2. Назови промежуток времени, равный периоду обращения Луны вокруг Земли? - Сколько дней в месяце? (30 ,31 ,28 или29)3. Назовите промежуток времени , равный периоду обращения Земли вокруг своей оси? - Сколько часов в сутках? ( 24 часа)4. Назови промежуток времени , который состоит из понедельника, вторника, среды, четверга , пятницы , субботы и воскресенья? - Сколько дней в неделе? (7)-Что объединяет все эти слова ? (время) Слайд :20А это вся таблица единиц времени , с которой мы уже познакомились.Чтение таблицы.Слайд 215. Физкультминутка :Раз — подняться, потянутьсяДва — согнуться, разогнуться. (Под счет дети выполняют наклоны,)Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)Головою три кивка. (Движения головой.)На четыре - руки шире.Пять — руками помахать. (Движения руками.)Шесть - за парту тихо сесть. ( Сесть.)Слайд 226. РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛА. Старик –годовик оставил вам конверты с заданиями ,найдите первое задание.1. Задание .Задача. Во время летних каникул Юра провёл июнь и июль у бабушки , потом на турбазе 2 смены по 12 дней .Сколько дней у Юры длились каникулы , если до занятий осталась ещё 1 неделя— Прочитайте задачу.— Где отдыхал Юра?— Июнь и июль – у бабушки и на турбазе 2смены по 12 дней.— Сколько времени осталось до занятий?--- 1 неделя.— Что надо узнать в задаче?— Сколько дней у Юры длились каникулы.Краткую запись сделаем в виде чертежа. (12 см)— Отметим данные задачи на чертеже.. 30 . 31 . 12 . 12 . 7 .— Как сосчитать продолжительность каникул?— Сложением. 30+31+12*2+7=92— Запишите решение выражением.— Сколько дней у Юры длились каникулы?— 92 дня.— Молодцы! С этой задачей справились. Улыбается Старик – годовик, доволен.2. Задание.Сравни.480 сек. 6 мин 240 мин 5 ч3 недели 36 дней 2 недели 10 дней24 час 2 сут 100 лет 4 века3. Задание Найдите значение выражений.3050-3000 8090-8040 (30000+2000):1005000+350 35200+164 30000+2000:1006500-500 16700-520 90000-40000*2Молодцы с заданиями Старика –годовика справились все .6. Итог урока.На столе у каждого по три снежинки : -Большая снежинка –это оценка 5Средняя -4Маленькая -3Оцените свои результаты и выберите награду за свой труд7.Тест.1. Запишите самую маленькую единицу времени.2. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)3. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)4. Запишите, сколько суток в январе. (31 сутки)5. Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)Литература.1. С. В. Бахтина, Поурочные разработки по математике: 4 класс:к учебнику М.И. Моро и др.- М.: Издательство «Экзамен», 20102. С. А. Веретенникова «Четыре времени года».3. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова. Математика. Учебник для 4 класса. – 6 изд. – М.Просвещение, 2010.4. В. Даль Сказка – загадка «Старик – годовик» - М.: ОООИздательство «Мелик –Пашаев», 2009