ПРОГРАММА «РАЗВИВАЛОЧКА»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММА «РАЗВИВАЛОЧКА»
Автор: Агаева Нурана Руслан кызы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»ПРОГРАММА ДОУПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КРУЖКУ«РАЗВИВАЛОЧКА»ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе(Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015) (Глава 1) (Статья 2)Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия9) образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;Содержание1.1 Пояснительная записка(Актуальность выбранной темы) Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника. Организации кружка «Развивалочка» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.1.2Цели и задачиЦель программы:Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.Задачи программы:1.Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей;2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции;3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;5.Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.1.3 Основными принципами программы математического кружка являются:умственного развития дошкольника.индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.Формы:ТрадиционныеКомбинированныеПрактическиеИгры, конкурсыМетоды:Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,Показ мультимедийных материалов1.4 Объем образовательной нагрузкиКружок «Развивалочка» предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения.Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы.Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.Форма организации занятий: групповаяОбщее количество 72 занятий в год.1.5 Образовательные области программы «Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой деятельности.«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. «Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.1.6 Планируемые результаты:Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 3 – 4лет.Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.Считает до 5 . (количественный, порядковый счет).Называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5).Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов.Различает величины; длину (ширину, высоту) и способы их измерения (наложение, приложение).Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.Различать и называть: круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники), шар, куб. Проводить их сравнение.Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)Уметь определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра); называть части суток и знать их основные признаки.Знать состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц), уметь составлять из двух меньших.II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ2.1 Календарно-тематическое планирование2.2 Разделы рабочей программы:«Количество и счет»Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.«Ознакомление с геометрическими фигурами»Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.«Определение величины»Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев;дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.«Решение логических задач»Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).Используемые пособия:блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.В начале и конце учебного года проводитсямониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материалаМониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:3 балла – высокий уровень2 балла – средний уровень1 балла – низкий уровеньИспользуемая литература:ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа / авт.-сост. З. Т. Асанова.- Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 246 с.4.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с. Н. С. Голицына5. Математика для малышей. Средняя группа. Серия «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы»» подпод редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011