Конспект ООД в подготовительной группе ДОУ по теме «Путешествие по Дагестану»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект ООД в подготовительной группе ДОУ по теме «Путешествие по Дагестану»
Автор: Шуайпова Марьям Магомедовна
Конспект ООД в подготовительной группе ДОУ по теме «Путешествие по Дагестану»Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.Задачи:Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.Материал: карта Дагестана, «ковер-самолет», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.Ход ООДВоспитатель:- Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения. Чтобы совершить это путешествие, нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?Дети:- Да!(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)Воспитатель:- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?Дети:- В селении Балхар.Воспитатель:- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?Дети:- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?Из горного села Унцукуль.Дети , вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.Воспитатель:- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?Дети:- Да!Воспитатель:- А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».(Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие. Звучит музыка М.Кагилаева «Снова в горы».)1-ая остановка:Воспитатель:Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.(Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)Экскурсовод:- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?Ребенок:- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.Экскурсовод:- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?Ребенок:- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.Ребенок:- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.Экскурсовод:- Для чего служат ковровые изделия?Ребенок:- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.(подходят к станку)Ребенок:- Где узоры, для ковраТы нашла, скажи, сестра?На лугу полно цветовПогляжу узор готов.Тур промчался по гореСлед остался на ковре. (перевод Ф.Скудры)Ведущий:- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка « Маленькая ковровщица».Ребенок:«Песня ковровщицы»-Ай-и-яй, моя иглаТри ковра я соткала,Я один себе взяла,Два я дочке отдала.Размотала я клубок,Завязала узелок.Завязала два узла,В руки ножницы взяла.Ай-м-яй, ковер цветной,Красный, желтый, голубой.Ведущий:- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.2-ая остановка:Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня « В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)По окончании музыки детям предлагается заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.Экскурсовод:Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:- Балхарские девушки лепят кувшин,Украсив узором затейливым их.И желтая глина, и белая глинаМелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?Ребенок:- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.Ребенок:- Балхарей сказал:О балхарцах много пишутИ статей и умных книг –Чем живут они, чем дышат,Каковы мечты у них?Вот мечты моей вершина:Пусть решится спор любойТихо, мирно из кувшинаС доброй горскою бузой.Ребенок:- Выбирай кувшин неспешно,Напрягай свою смекалку,Цвет и звон его, конечно,Намекают на закалку.Самый лучший выбрать можно,Но не жди, однако, чудо –Что вольешь в кувшин порожний,То и выльется оттуда.Ребенок:- Эти кубики, эти чаши,Лондон видел и Нью-Йорк.Красота кувшинов нашихВсюду вызвала восторг.Экскурсовод:- Для чего служат кувшины, игрушки?Ребенок:- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.Ребенок:- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.Экскурсовод:- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.Ребенок:- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.Ребенок:- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)Ведущий:- Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.3-ая остановка:Экскурсовод:- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.Ребенок:- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.Ребенок:- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.Ребенок:- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.Ребенок:- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.Ребенок:- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.Ребенок:- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:« Тайну кубачинского искусстваНе ищите в книжках серебра,Носят тайну этого искусстваВ сердце кубачинцы – мастера».Песня молодых кубачинцевВ путь – дорогу, молодцы,Отправляться нам пора.Молоточки и резцы,Как всегда, возьмем с собой.До чужих добравших местПустим молоточки в ход,Вспоминая про невест,Что остались в Кубачи.Персиянкам золотыхМы наделаем колецИ стамбульских мастерскихНе один скуем браслет.Нам дойти не мудреноДо французских городов.Мы в Париже не одноОжерелье смастерим.Молоды у нас сердца,И на весь прославлен светПочерк тонкого резцаКубачинских мастеров.(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)Ведущий:- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.4 –ая остановка.Экскурсовод:-Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)Ведущий:- из чего делают мастера унцукульские изделия?Ребенок:- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.Ведущий:- Какие инструменты нужны мастерам?Ребенок:- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.Ребенок:- Самое главное руки унцукульца - его высокий художественный вкус.Ведущий:- Давайте поблагодарим экскурсовода.Дети хором:-Спасибо!Экскурсовод:- Приезжайте к нам еще.Песня «Приезжайте в Дагестан»Ведущий:Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.(Дети по желанию выбирают себе «мастерскую» и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает помощь детям).