Организация исследовательской деятельности учащихся отделения изобразительного искусства Детской школы искусств
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация исследовательской деятельности учащихся отделения изобразительного искусства Детской школы искусств
Автор: Лебедева Елена Николаевна
Организация исследовательской деятельности учащихся на отделении изобразительного искусства детской школы искусств.Лебедева Е.Н., МБУДО «Детская школа искусств №6 ЭМР»Организация исследовательской деятельности учащихся предполагает создание условий для решения познавательных задач, которые возникают в ходе учебной деятельности, повседневной жизни, в игре и труде. Задача педагога — помочь учащимся освоить методы исследования, развить навыки аналитического мышления.Цели исследовательской деятельности учащихся:развитие исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, анализ);воспитание интереса к познанию мира искусства, углублённому изучению дисциплины;развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.Задачи:выработка навыков работы с научной литературой;обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов;мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.Этапы организацииИсследовательская деятельность учащихся включает несколько этапов:Выбор темы. Тема должна быть интересной, соответствовать интересам и потребностям ученика. В предмете «История изобразительного искусства» такие темы предполагают погружение в ту или иную эпоху, изучение творчества художников под определенным углом зрения, поиск ответов на проблемные вопросы.Постановка цели и задач. Цель должна быть чёткой и практически направленной, задачи — последовательными и выполнимыми. Выдвижение гипотезы. Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Определение последовательности проведения исследования. Совместно намечается план работы, время и место проведения каждого этапа, выбор источников информации, подбор необходимого иллюстративного материала. Выбор методов исследования. Методы должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными, иметь практическую направленность, например, приобретение навыков работы с художественным произведением. Сбор и обработка информации. Цель — зафиксировать полученные знания. Анализ и обобщение полученных материалов. Материал структурируется, при необходимости создаются сводные таблицы, схемы. Описание работы, подготовка отчёта. Ученик даёт определения основным понятиям, делает выводы, готовит сообщение по результатам исследования. Защита работы. Как правило, защита происходит в форме презентации.Методы и формыНекоторые методы и формы организации исследовательской деятельности учащихся:Проблемное ведение уроков. Учитель представляет разные точки зрения на тему, анализирует первоисточники, организует дискуссии.Домашнее задание исследовательского характера. Позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.Примеры работНесколько примеров исследовательских работ учащихся:Проект «Символика православного храма». Проект «Моя малая Родина: культурные традиции». Проект «Образы детства в русской живописи».