Организация исследовательской деятельности учащихся отделения изобразительного искусства Детской школы искусств


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация исследовательской деятельности учащихся отделения изобразительного искусства Детской школы искусств
Автор: Лебедева Елена Николаевна

Организация исследовательской деятельности учащихся на отделении изобразительного искусства детской школы искусств.Лебедева Е.Н., МБУДО «Детская школа искусств №6 ЭМР»Организация исследовательской деятельности учащихся предполагает создание условий для решения познавательных задач, которые возникают в ходе учебной деятельности, повседневной жизни, в игре и труде. Задача педагога — помочь учащимся освоить методы исследования, развить навыки аналитического мышления.Цели исследовательской деятельности учащихся:
  • развитие исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, анализ);
  • воспитание интереса к познанию мира искусства, углублённому изучению дисциплины;
  • развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
  • Задачи:
  • выработка навыков работы с научной литературой;
  • обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов;
  • мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
  • Этапы организацииИсследовательская деятельность учащихся включает несколько этапов:
  • Выбор темы. Тема должна быть интересной, соответствовать интересам и потребностям ученика. В предмете «История изобразительного искусства» такие темы предполагают погружение в ту или иную эпоху, изучение творчества художников под определенным углом зрения, поиск ответов на проблемные вопросы.
  • Постановка цели и задач. Цель должна быть чёткой и практически направленной, задачи — последовательными и выполнимыми. 
  • Выдвижение гипотезы. Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. 
  • Определение последовательности проведения исследования. Совместно намечается план работы, время и место проведения каждого этапа, выбор источников информации, подбор необходимого иллюстративного материала.
  • Выбор методов исследования. Методы должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными, иметь практическую направленность, например, приобретение навыков работы с художественным произведением.  
  • Сбор и обработка информации. Цель — зафиксировать полученные знания. 
  • Анализ и обобщение полученных материалов. Материал структурируется, при необходимости создаются сводные таблицы, схемы
  • Описание работы, подготовка отчёта. Ученик даёт определения основным понятиям, делает выводы, готовит сообщение по результатам исследования. 
  • Защита работы. Как правило, защита происходит в форме презентации.
  • Методы и формыНекоторые методы и формы организации исследовательской деятельности учащихся:
  • Проблемное ведение уроков. Учитель представляет разные точки зрения на тему, анализирует первоисточники, организует дискуссии.
  • Домашнее задание исследовательского характера. Позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
  • Примеры работНесколько примеров исследовательских работ учащихся:
  • Проект «Символика православного храма».
  • Проект «Моя малая Родина: культурные традиции».
  • Проект «Образы детства в русской живописи».