Проект "Правильный ветерок"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Правильный ветерок"
Автор: Долдина Мария Владимировна
Логопедический проект"Правильный ветерок"Выполнила логопед МКДОУ д/с № 2 «Жар-птица» ТМО СК Долдина Мария Владимировна2025 год.АктуальностьС первым криком ребёнка лёгкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека говорить не приходится. Но всё чаще приходится говорить о правильном дыхании, ведь речь – это озвученный выдох. Голос некоторых детей слабый, тихий, малыш часто делает вдохи, ему не хватает воздуха закончить предложение, из-за чего страдает интонация малыша и понимание его окружающими. Маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на входе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Педагогу приходится коррегировать направленность воздушной струи.Задачи: • Формирование у детей понятие о правильном дыхании;• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальныйСодержание работы:Работа с детьми• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх. • Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; • Занятие с детьми на тему «Здоровейка» • Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке Работа с семьей• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» • Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» • Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой Работа с педагогами• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; Практический результат проекта• Оформление выставки «Послушный ветерок» • Практическое применение продуктов проекта в коррекционной работе КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.ТЕМА: «Формирование правильного речевого дыхания».Цель: познакомить с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях.Задачи: 1. Воспитывать правильное диафрагмально- реберное дыхание по подражанию.2. Учить дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох.3. Формировать длительный и плавный речевой выдох.4. Формировать направленную воздушную струю.Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности:а) вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально- реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка;б) с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:- вдох и выдох через нос;- вдох через нос, выдох через рот;- вдох через рот, выдох через нос;- вдох и выдох через рот.в) формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.Упражнения на формирование правильного речевого дыхания«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауии т. д.). Выдох контролируется ладонью.«Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух – трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнося звук на длительном выдохе.«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого- либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звкоподражания «кар».Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га-га-га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.).«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены на одном выдохе.г) формирование направленной воздушной струи.В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка – образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):Упражнения на формирование направленной воздушной струи.«Толстяк» (катринка - образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.«Худенький» (картинка – образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.«Снежок» (картинка – образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.«Дудочка» (картинка – образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.«Пропеллер» (картинка – образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался « звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.Игровые упражнения для развития дыханияДыхательные упражнения и игры«Бегемотик»Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:Бегемотики лежали, бегемотики дышали.То животик поднимается (вдох),То животик опускается (выдох).Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемотики, потрогали животики.То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).«Качели».Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.«Ныряльщики за жемчугом».Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.«Дыхание».Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:Носиком дышу свободно,Тише — громче, как угодно.Без дыханья жизни нет,Без дыханья меркнет свет.Дышат птицы и цветы,Дышим он, и я, и ты.(Вдохи всем телом после каждой строчки).«Воздушный футбол».Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.Из кусочков ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.«Листопад».Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: листочки из тонкой бумаги.Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» — сдувать листочки с ладони«Снегопад».Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: «снежки» из ваты.Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.«Кораблик».Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:Ветерок, ветерок, натяни парусок!Кораблик гони до Волги-реки.Мой воздушный шарик».Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.Оборудование: воздушные шары.Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:Вариант 1.Мой воздушный шарик, раз, два, три.Легкий, как комарик, посмотри.Носом я вдыхаю, не спешу,За своим дыханием слежу.Вариант 2.Каждый день я в шарик дую,Над дыханием колдую.Шарик я надуть стремлюсьИ сильнее становлюсь.«Лесная азбука».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:«У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).«А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).«Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).«Дует ветерок».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:Золотое солнышко по небу катаетсяС утра улыбается,А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая «солнышко» и встают в круг).Что было дальше?Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая «тучку»).Вдруг подул ветерок,А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).«Комар».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.Оборудование: предметная картинка «комар».(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:З-з-з — комар летит,З-з-з — комар звенит.«Жуки».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.Оборудование: предметная картинка «жук».(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.«Рычалка»Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.«Варим кашу».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют «роли»: молоко, сахар, крупа, соль. На слова:Раз, два, три,Горшочек, вари!(«Продукты» поочередно входят в круг - «горшочек»).Каша варится.(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).Огонь прибавляют.(Дети произносят:«Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).Раз, два, три,Горшочек, не вари!«Мычалка»Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».«Дирижер».Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные — гласные; синие с колокольчиком — согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком — согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика — согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика — согласные, глухие мягкие).Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку — палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.Дразнилка» или «Изобрази животное».Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:Кар-кар, гав-гав, жу-жу,Бе-бе, ме-ме, ква-ква.«Эхо».Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: «А», «АУ», «МАМА», «КУБИКИ».«Поезд».Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.Оборудование: схемы слов — «вагончики», предметные картинки из серий: «Игрушки», «Овощи» и др.Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: «Это яблоко» и выставляет два вагончика.Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом — добавить к поезду «вагончик».Например, ребенок может сказать: «Это большое яблоко». Следующий ребенок скажет: «Это большое красное яблоко».На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик».Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы — с паузой через 3-4 слова.«Полет на шарике».Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.Оборудование: разноцветные мячи.Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:Все дети во сне летают.(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).К звездам полететь мечтают.Мы подрастаем, пока летаем.(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).Мы подрастаем, пока мечтаем.(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).«Веселые движения».Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.Я люблю играть в футбол,Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.«Потягушеньки».Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:Потягушеньки моей душеньке.Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).