Актуальность использования логоритмики на музыкальных занятиях
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальность использования логоритмики на музыкальных занятиях
Автор: Семихат Оксана Романовна
Актуальность использования логоритмики на музыкальных занятиях Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией. С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, я заметила, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкального руководителя дошкольного учреждения. Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика.Логоритмика – это система музыкально - двигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи слова, музыки и движения. В комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, чтобы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно. Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой. Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей моей работы.Современная логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной, познавательной мотивации.Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка задает определенный ритм перед началом занятия, настраивает на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. «Звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, накоплении активного словарного запаса.Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.Музыкальные занятия включают следующие упражнения: Логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих способностей;Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;Фонопедические упражнения для укрепления голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.Работа над дыханием предваряет пение песен.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одних мышц на другие. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Они направлены на развитие чувства ритма, внутреннего слуха, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей, на их физиологическое развитие и укрепление здоровья. В своей работе я применяю различные музыкальные инструменты. Например: Казу – который способствует усилению звучания детского голоса. Бумвокерсы – с помощью которых развивается ритмический и звуковысотный, гармонический и полифонический слух.Структура музыкальных занятий может не всегда включать все перечисленные упражнения. Но использование их в музыкально-образовательной деятельности способствует нормализации речи детей, формирует чувство ритма, внимание, координацию. А также снижает психоэмоциональное напряжение и укрепляет здоровье детей.