Технологическая карта урока "Происхождение человека"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока "Происхождение человека"
Автор: Бурундукова Елена

Урок № 49 Тема: Этапы эволюции человека.Компетенции: 1. Предметные – знать основные этапы становления человека как биологического вида;2. Метапредметные: - Коммуникативные - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;- Регулятивные - принимать учебную задачу и выполнять задания в соответствии с поставленной целью, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.- Познавательные - уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, уметь готовить устное сообщение на 2-3 минуты. 3. Личностные - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.Тип урока: Урок открытия новых знанийОборудование: Фрагмент видеофильма, мультимедийная интерактивная презентация, тестовые задания «биологический лабиринт», раздаточный материал к уроку (листы бумаги, маркеры, фломастеры, клей), иллюстрации, тексты для работы в группах, листы самооценки.Формы контроля: тестовые задания «биологический лабиринт».Основные понятия: Палеонтология, антропология, антропогенез, предшественники человека (протоантропы): австралопитеки, Человек умелый, древнейшие люди (архантропы): вид Человек прямоходящий с подвидами (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), древние люди (палеоантропы): неандертальцы, люди современного типа (неоантропы).Ход урока:Приложение 1Текст для работы в группах:Этапы происхождения человека.Эволюция человека, или антропогенез (от др.-греч. anthropos [антропос] — «человек» и genesis [генезис] — «происхождение»), — это часть биологической эволюции, процесс становления биологического вида Человек разумный.Учёные считают, что общими предками современных человекообразных обезьян и человека были стадные обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах около 25 млн лет назад.В эволюции рода Человек (Homo) различают 4 этапа.
  • Предшественники человека (протоантропы): австралопитеки, в том числе Человек умелый.
  • Древнейшие люди (архантропы): вид Человек прямоходящий с подвидами (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек).  
  • Древние люди (палеоантропы): неандертальцы. 
  • Люди современного типа (неоантропы): вид Человек разумный— кроманьонцы и современные люди.
  • Австралопите́ки — вымершая группа гоминид, чьи части скелетов были найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком. Однако размером мозга (до 550 куб. см) они не превосходили современных человекообразных обезьян.Австралопитеки жили примерно 4–2 млн лет назад. Самые поздние из австралопитеков, существовавшие 2,7–1,5 млн лет назад, скорее всего, были непосредственными предками людей. Некоторые исследователи полагают, что этих существ стоит относить уже к роду Человек — виду Человек умелый (объем мозга составлял примерно 700 куб. см). По внешнему виду и строению Человек умелый мало отличался от человекообразных обезьян, но он умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Самыми древними из известных на сегодняшний день орудий труда являются находки заострённых галек (чопперов) и плоских сколов кремня и кварца (отщепов), сделанные в Восточной Африке. Питекантроп, или обезьяночеловек, — ещё один представитель вымерших гоминид. Питекантропы ходили на двух ногах, объём мозга по сравнению с Человеком умелым у них увеличился (до 1 100 куб. см), они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтёсанных камней. Учёные отнесли питекантропа к виду Человек прямоходящий. К этой же группе относят синантропа и гейдельбергского человека. Они уже умели поддерживать огонь, так как в пещерах, где обнаружены кости синантропов, найдены следы кострищ. Жили они около 1,2–0,2 млн лет назад.Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор. Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают преобладать социальные факторы: совместная трудовая деятельность, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К древним людям относят неандертальцев (вид Человек неандертальский), чьи останки были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 130–30 тыс. лет назад. Группы неандертальцев (50–100 человек) ночевали в пещерах, где постоянно поддерживали огонь. Днём мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали инструменты. Орудия труда неандертальцев были гораздо совершеннее примитивных орудий Человека умелого и имели некоторую специализацию: ножи, топоры, скрёбла, ударные орудия.Учёные полагают, что в доисторические времена разные виды рода Человек не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых. Так, последние неандертальцы жили среди первых людей современного типа, а затем были ими окончательно вытеснены. Возникновение людей современного типа (вид Человек разумный) произошло около 45–30 тыс. лет назад. Останки ископаемых людей, мало чем отличающиеся от современных людей, впервые были обнаружены в гроте Кроманьон (Франция). Этих предков человека назвали кроманьонцами.Позднее похожие останки были найдены в других местах Европы, а также в Азии, Африке и Австралии. Кроманьонцы обладали членораздельной речью, на это указывает развитый подбородочный выступ. Они строили жилища и приручали животных, изготавливали одежду, украшения, сложные костяные и каменные орудия труда; у них возникли первые зачатки искусства (наскальные рисунки). В жизни кроманьонцев большую роль играло воспитание и передача опыта из поколения в поколение. Таким образом, в эволюции Человека разумного социальные отношения стали ведущим фактором.БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА.Эволюция человека началась более 10 млн лет назад и продолжается до сих пор. На формирование современного вида человека действовали социальные и биологические факторы антропогенеза.
  • биологические – естественных и одинаковых для всех видов живых существ;
  • социальныеобусловленных обществом, нормами поведения, трудом, культурой.
  • Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.Биологические:Человечество, как любой другой вид, формировался под влиянием движущих сил эволюции, к которым относятся:
  • изменчивость;
  • естественный отбор;
  • мутации;
  • изоляции;
  • борьба за существование.
  • На ранних этапах антропогенеза решающую роль играл естественный отбор. Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных человекообразных обезьян. Эволюции во многом способствовало изменение образа жизни в связи с изменением климата и рельефа местности.Благодаря естественному отбору человечество приобрело:
  • развитый мозг;
  • хватательную кисть;
  • прямохождение;
  • голую кожу (волосы сохранились только на голове).
  • Социальные:На развитие способностей человека повлияли социальные факторы антропогенеза. В первую очередь выделяют коллективный труд, а именно охоту. Человек – довольно слабое существо, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. Поэтому сплочение племени, распределение задач, налаживание отношений способствовали успешной охоте.Также социальными факторами являются:
  • речь – способность к общению;
  • мышление – развитие логического мышления, применение опыта, обучение;
  • творчество – способность создавать предметы, произведения искусства, решать нестандартные задачи;
  • общественный образ жизни – проявление альтруизма, заботы, уважения к социально значимым особям.
  • Главное преимущество человечества перед другими животными – наличие речи. С помощью системы слов люди могут общаться, решать сложные задачи, объяснять чувства, эмоции, своё физическое состояние. Это увеличивает скорость обмена информации и принятия решения.Социальные факторы характерны только для эволюции человека, несмотря на то, что многие животные ведут социальный образ жизни. Приложение 2АВСТРАЛОПИТЕК ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ НЕАНДЕРТАЛЕЦ КРОМАНЬОНЕЦ РАСПОЛОЖИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕПОВ В ПОРЯДКЕ ПОЯВЛЕНИЯ В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ ВИДОВ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫМ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ
  • РАСПОЛОЖИТЕ ВИДЫ ПРЕДКОВ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ ПОРЯДКЕ, КАК ОНИ ПОЯВЛЯЛИСЬ В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ.
  • КАКОЙ ОБЪЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА ОНИ ИМЕЛИ?
  • КАКОЕ ЭТО ИМЕЛО ЗНАЧЕНИЕ?
  • Источники: