"Речь и альтернативная коммуникация"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Речь и альтернативная коммуникация"
Автор: Полуновская Александра Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯдля обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью)1 класс вариант 2Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа по «Речи альтернативной коммуникации» 1 класс для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) разработана в соответствии с документами:
  • Закон «Об образовании в РФ» (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2012 г. №273).
  • Федеральный закон от 29 октября 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; в редакции Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз (ред. от 11.03.2015 года) «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе–Югре»;
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 декабря 2013г. № 543-П «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 13.08.2015 года №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 03.07.2016 года №1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающимся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 июля 2019 года № 7486 «Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2019-2020 учебном году».
  • Нормативно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2019-2020 учебном году
  • Устав МКОУ «Ушьинская СОШ»
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ 1 класс (умственной отсталостью) МКОУ «Ушьинская СОШ» (в том числе: учебный план на 2019-2020 учебный год; календарный учебный график на 2019-2020 учебный год).
  • Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
  • Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Речь и альтернативная коммуникация» (образовательная область «Язык и речевая практика») и предназначена для обучающихся 1 класса, с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(АООП вариант 2).Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:Образовательные:
  • формирование умения слушать и понимать собеседника;
  • формирование умения выполнять несложные инструкции;
  • формирование умения отвечать на вопросы;
  • формирование правильной артикуляции и дикции;
  • формирование умения употреблять слова и выражения:
  • «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо », «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
  • формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
  • обучение умению делить слова на слоги
  • обучение правильной посадке при письме;
  • обучение правильному захвату карандаша;
  • обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
  • обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
  • Коррекционно – развивающие:
  • развитие речи;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к процессу обучения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
  • Программный материал представлен двумя разделами:
  • «Альтернативное чтение»;
  • «Графика и письмо».
  • Место учебного предмета в учебном планеПрограмма рассчитана на 1 год обучения: в 1 классе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 99 часов (3 часа в неделю), в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.Содержание учебного предметаЗанятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
  • процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
  • Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.Особенности классаДети с тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем, использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий.Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
  • связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академиче-ского» компонента различных программ дошкольного,
  • тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
  • Нарушение мышления и речи, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.Описание материально- технического обеспечения Графические средства для альтернативной коммуникации:
  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм; компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
  • аудио и видеоматериалы.
  • Календарно - тематическое планированиеПланируемые результаты«Речь и альтернативная коммуникация».
  • Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и не вербальными.
  • Умение понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Наличие потребности в коммуникации.Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
  • вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
  • использование доступных жестов для передачи сообщений;
  • использование индивидуальных коммуникативных тетрадей, карточек, таблиц с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
  • 3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.