обобщающий контроль "Строение атома и атомного ядра"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: обобщающий контроль "Строение атома и атомного ядра"
Автор: Успенская Наталья Петровна

УРОК _ФИЗИКИТЕМА_«Строение атома и атомного ядра»Данный урок составлен на основе методической разработки автора:Успенской Н.П.. – учителя физики ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 1» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Красноярского края, работает по базовому учебнику А. В. Пёрышкина, Е.М.Гутника, А.И.Ивановой, М.А.Петровой «Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» .Просвещение. г. Москва,2021г.КЛАСС _9ВИД   И   ТИП УРОКА: УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник А. В. Пёрышкин , Е.М.Гутник, А.И.Иванова, М.А.Петрова «Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тексты заданий для определения соответствия определения - явления; , опорные конспекты, кластер, система заданий в электронной рабочей тетради для  коррекции ошибок,  ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКАДеятельностная цель: Формирование  мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Строение атома и атомного ядра». Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Развивающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.Формы работы учащихся:
  • Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по выполнению задания по установлению соответствий – понятие-явление, которая состоит из 25 физических понятий и явлений. Последовательность изложения определений и формулировок не соответствует последовательности понятий и т. п.
  • Необходимо у каждого названия понятий в квадратные скобки вписать заглавную букву английского алфавита определения (формулировки), соответствующего данному понятию., что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение , сопоставление объектов по предложенным основаниям работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Время выполнения задания – (21 минута).
  • Самоконтроль  - эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта.
  • Табло правильных ответов расположено на стенде. Ученики считают процент качества \количество правильных ответов\ проводят корректировку знаний исправляют ошибки .
  • Педагогический контроль – эталон находится у педагога.  Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.
  • Парная работа по выполнению заданий по электронной тетради. Задания размещены в рабочей тетради на ноутбуках. Всего в тетради 4 задания по 4 темам : 1- строение атома и атомного ядра, 2 – радиоактивные превращения атомных ядер. 3 – энергия связи. Ядерные реакции, 4 - биологическое действие радиации. В заданиях необходимо заполнить пустые ячейки таблиц. Работа выполняется на ноутбуках простым печатанием на клавиатуре. \время выполнения задания 22 минуты\ После выполнения задания работы проверяются учителем по критериальной системе.
  • Структура урока. Приложение 1Ниже даны физические понятия и явления. Последовательность изложения определений и формулировок не соответствует последовательности понятий и т. п.Перенесите в тетрадъ названия понятий и в квадратные скобки впишите порядковый номер определения (формулировки), соответствующего данному понятию.
  • Радиоактивность [ ];
  • ядерная (планетарная) модель строения атома [ 1;
  • атомное ядро [ ];
  • радиоактивные превращения атомных ядер [ 1;
  • экспериментальные методы изучения частиц в атомной и ядерной физике [ ];
  • ядерные силы [ ];
  • энергия связи ядра [ ];
  • дефект масс атомного ядра [ ];
  • цепная реакция [ ];
  • ядерный реактор [ ];
  • экологические и социальные проблемы, возникающие при использовании АЭС [ ];
  • поглощённая доза излучения [ ].
  • Радиоактивное излучение [ ].
  • Сильное отклонение альфа-частиц в опыте Резерфорда [ ].
  • Интенсивность радиоактивного излучения [ ].
  • Период полураспада[ ].
  • В результате альфа распада с химическим элементом происходит следующее [ ].
  • В процессе радиоактивного распада выполняются законы[ ].
  • Такая реакция не используется для производства электрической энергии [ ].
  • Регулирующие стержни в ядерном реакторе [ ].
  • Зиверт [ ].
  • Изотопы [ ].
  • Зарядовое число [ ].
  • Массовое число [ ].
  • Естественный радиационный фон [ ].
  • Регистрация частиц с помощью счётчика Гейгера, изучение и фотографирование треков частиц (в том числе участвовавших в ядерных реакциях) в камере Вильсона и пузырьковой камере.
  • Силы притяжения, действующие между нуклонами в ядрах атомов и значительно превосходящие силы электростатического отталкивания между протонами.
  • Минимальная энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны.
  • Самопроизвольное излучение атомами некоторых элементов радиоактивных лучей.
  • Устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции.
  • Состоит из нуклонов (т. е. из протонов и нейтронов).
  • Радиоактивные отходы, возможность аварий, содействие распространению ядерного оружия.
  • Атом состоит из расположенного в его центре положительно заряженного ядра, вокруг которого на расстоянии, значительно превышающем размер ядра, обращаются электроны.
  • Превращение одного химического элемента в другой при α- или β-распаде, в результате которого ядро исходного атома претерпевает изменения.
  • Разность между суммой масс нуклонов, образующих ядро, и массой этого ядра.
  • Самоподдерживающаяся реакция деления тяжёлых ядер, в которой непрерывно воспроизводятся нейтроны, делящие всё новые и новые ядра.
  • Энергия ионизирующего излучения, поглощённая излучаемым веществом (в частности, тканями организма) и рассчитанная на единицу массы.
  • Самопроизвольное излучение.
  • Внутри атома есть сильное электрическое поле
  • Способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра с испусканием частиц.
  • Количество ядер, способных распадаться
  • Промежуток времени, в течение которого распадается половина первоначального числа атомных ядер
  • Ядро атома теряет 4 атомных единицы массового числа и два элементарных заряда
  • Сохранения массового числа и заряда
  • Лавинообразное увеличение или уменьшение числа нейтронов
  • Для управления реакцией \эффективно поглощают нейтроны\
  • Единица измерения эквивалентной дозы излучения
  • Ядра атомов химических элементов содержат одинаковое число протонов, но различное число нейтронов
  • Равно атомному \порядковому\ номеру в таблице Менделеева
  • Общее число протонов и нейтронов в ядре атома
  • Космическое излучение, радиоактивное излучение Земли